Пятница, 09 августа 2024

Редакция

Цвет Сербии

Центр современного искусства представляет...

Проект «Цвет Сербии» создан на волне празднования 1150-летия славянской письменности и культуры, а в Великий Новгород прибыл после удачного путешествия по Москве и Владимиру.

На выставке представлены более 70 работ современных сербских художников: Владимира Манича, Драгана Бартулы, Исидоры Иванович, Деяна Манделца, Бильаны Вукович, Сладжаны Маринкович, Иваны Настески и Майи Джурович...

Будем честны друг с другом: перечисленные имена вряд ли отзовутся стопроцентным узнаванием в сердцах и душах любителей живописи.

Вот и Сергей ПУХАЧЁВ, директор Центра, на открытии начал публично загибать пальцы на тему: «А что мы вообще знаем о Сербии?». Косово — раз, Сараево — два. Трагедии Балканских войн — три, братья-славяне — четыре. Вот, пожалуй, и всё.

— Композиторов, писателей, сербских поэтов мы в большинстве своём  не знаем. Как не знаем и того, что Сербия — это  родина винчанской культуры, — рассуждал искусствовед. — То есть мы, новгородцы, живущие в столице русской археологии, практически ничего не знаем о стране, откуда пошла, по некоторым предположениям, самая древняя неолитическая культура Европы.

Впрочем, факт того, что новгородцы действительно крайне мало знают о сербах, не помешал названной группе художников принять участие в девятом Международном фестивале искусств в США, более того, получить первый и второй призы и с успехом демонстрироваться в галереях Америки и Европы.

Но вернёмся в Великий Новгород. Магистральное ощущение после осмотра выставки проще всего определить ёмким и поверхностным «всего понемногу». На пространствах Центра с лёгкостью уместилась сербская иконопись, которую новгородцы, скорее всего, уличат в излишней новодельности и симпатичности.

— Мы думали, что с иконописью что-то будет связано, тем более что с современной иконописью особый разговор. Как  сегодня, опираясь на насквозь канонические сюжеты, сказать какое-то новое художественное слово? Некоторые образы кажутся мне совсем не аскетическими: щёчки розовые, губки пухлые, — прокомментировал Сергей Пухачев.

Но не иконописью единой. С сербской культурой новгородцев также знакомят метафизические работы и историзмы на тему той самой винчанской культуры, а также графика, выполненная в технике офорта, акватинты, линогравюры.

Ну а окончательно впечатления от сербов нарождаются в связи с работами Владимира Манича, на которых в чёрном безвоздушном пространстве  подвешены наливные и вместе с тем отдающие воском яблоки и его же массивные кирпичи, названные, разумеется, со смыслом — «Убеждения». Тут тебе и цвет Сербии, и поле для размышлений: то ли тверды, как камень, собственные внутренние принципы, то ли висят на тонкой натуре неподъемным грузом, а может, и вовсе — абсолютно ничего не значат. В общем, одно слово — искусство...

Фото Владимира БОГДАНОВА