Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Левый марш

Дмитрий БЫКОВ. «Советская литература. Краткий курс». 2013
Читающей публике Дмитрий Быков ближе всего в… телевизоре, благодаря до недавнего времени здравствовавшей на «Дожде» программе «Господин хороший». Хотя начал он еще раньше — с «Времечка». Но при громадной трудоспособности и производительности постоянно эволюционировал.
К 46 годам (Быков родился 20 декабря 1967 года, между Брежневым — 19-е — и Сталиным — 21-е) на его лицевом счету также пять романов, шесть сборников стихов, биографическая книга «Борис Пастернак», пьесы, статьи. И вот опять — публицистика «Советская литература. Краткий курс».
Аналогия на поверхности: сразу вспоминаешь «История ВКП(б). Краткий курс». Без иронии Быков — не Быков. Его эрудиция, безупречное знание предмета, парадоксальное мышление разрешают ему это. А для нас делают чтение захватывающим путешествием в неизведанные места хорошо знакомой территории.
Действительно, кому интересна сегодня советская литература, на которую три десятка лет назад приклеили ярлык строго партийной. И уже Алексей Толстой — не великий стилист и, может быть, вообще не писатель.
«Поднятая целина» Шолохова — конъюнктурный роман. Маяковский не далеко ушел от Демьяна Бедного. А в классиках — Солженицын, Аксенов, Пелевин и пр., несть им числа, почитаемым и издаваемым.
И вдруг Быков, который, спасибо ТВ, зачислен в вольнодумцы и оппозиционеры, берет на себя труд найти в «советской литературе»… литературу; доказать, что и советские писатели были личностями незаурядными, талантливыми и дружили с музой. Именно с позиции личности автор оценивает и анализирует творческие искания, например, Юлиана Семёнова, проходящего с советских же времен по разряду детективщиков. В Горьком ищет не атавистические признаки «буревестника революции» и «великого пролетарского писателя», а доказательства влияния Ницше на этого большого писателя, который борется с мещанством.
Здесь хочу сказать, что творчество Горького в период эмиграции (1921—1932) нам очень мало известно. Да, воспоминания о Ленине (1924), повесть «Дело Артамоновых» (1928). И всё? При его-то плодовитости? А ведь в советской печати на писателя до его возвращения появлялись даже обвинения в симпатиях к фашизму. С чего бы вдруг?
Неожиданны симпатии автора книги к писателям масскульта Валентину Пикулю, Эдуарду Асадову. И выясняется, что мы и сами понимали, что Маринину, Донцову, Фрай рядом нельзя поставить с «массовиками» исследуемого периода. И жалеть нужно не советских читателей, измученных партийной пропагандой, а нынешних, задыхающихся в космической пустоте свободы слова. 
Правда, симпатии автора очевидны. О литературе 20-х годов (Бабель, Булгаков, Катаев, Олеша) он пишет теплее, чем о шестидесятниках. Так что же? Художник имеет право быть субъективным.