Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Обожая всяческую жизнь

Выступление Глеба Дружинина вышло и лиричным, и громогласным

Новгородские поэты прочли своё любимое из Владимира Маяковского

Великий Новгород не обременен проблемой, куда пойти, чтобы прочесть свои стихи. Поэтические слэмы хоть и собирают одну и ту же компанию, но вот уже год как являются яркой приметой новгородского литературного пространства.
19 июля у подножия кремля состоялось что-то вроде слэма open air, только лучше. В 120-летний юбилей Владимира Маяковского группа новгородских поэтов, писателей и просто неравнодушных к литературе людей собралась, чтобы прочесть любимые стихотворения поэта. Организаторами встречи выступили Новгородский музей-заповедник и Центр развития культуры «Решение».
Как живой с живыми
На протяжении всей пятницы вечеринка «А мы могли бы» грозила провалиться. Дождь, зарядивший как из ведра, не сулил ажитации ни среди поэтов, ни среди зрителей. Одна из организаторов вечера, Екатерина Русина, рассылала в соцсетях ободряющее маяковское «Дождик, дождь, впустую льешь —/я не выйду без галош./С помощью Резинотреста/мне везде сухое место». Предполагаемые гости вечера отвечали скептически.
Проверять силу этого воззвания, к счастью, не пришлось. После обеда дождь и сам прекратился. К семи часам вечера перед импровизированной сценой в кремле собралось около 60 слушателей в возрасте от 5 до 80.
Пророческие строки поэта «я шагну через лирические томики, как живой с живыми говоря» сегодня вряд ли кому придет в голову оспаривать. Стихи Маяковского современные музыканты кладут на музыку, да и сам поэт нередко становится героем песен, входящих в ротацию «Нашего радио». Вот и у стен кремля Маяковский вновь громыхал своим грандиозным голосом. Как живой с живыми. На призыв прочесть стихи откликнулись в основном мужчины, чтобы примерить на себя роль «агитатора, горлана, главаря». Получалось реалистично, от кремлевских стен, как мячик, отскакивают слова, резонируя с промозглым спокойным вечером. Самым первым ввысь взлетел «Левый марш», затем — «О дряни», «Сергею Есенину», «Вам».
Многие, перед тем как прочесть что-то из Владимира Владимировича, читали поэзию собственного сочинения. Когда к микрофону вышел Роман КОЛМЕНЕВ и завел речь о том, как безумно надоело ему его тело (телу сопутствует прилагательное, начинающееся на «ё» и заканчивающееся на «ное»), элегантная пенсионерка в синем берете поморщилась. Матерное слово и самоубийственный сюжет определенно смущают и многих других слушателей, но выступление свое поэт заканчивает прочтением стихотворения «Вам». И строчки «Я лучше в баре блядям буду подавать ананасную воду!» звучат чертовски по-колменевски, оправдывая все ранее сказанное.
Когда Колменев спускается с импровизированной сцены в импровизированный же зрительный зал, вид у него уставший. Впрочем, это не поэзия доконала, а работа: Роман — грузчик. Прислоняясь к раскидистому дереву, он говорит, что прежде всего ему у Маяковского нравятся коммунистические стихотворения, и он уверен: живи Владимир Владимирович сегодня — писал бы на те же темы. Только жестче.
Дмитрий ИВАНОВ, кстати, уверен в обратном. Впрочем, он в отличие от Романа — не грузчик, а известный в Новгороде писатель.
— Я не понимаю, почему сейчас принято Маяковского выкрикивать со сцены как можно громче, — удивляется он.
То, что поэт сам себя называл горланом, его не смущает. Иванов в Маяковском предпочитает лирику. Потому и читает со сцены трогательное «Послушайте». Голос у литератора — теплый и взволнованный...
Значит, это кому-нибудь нужно…
Маяковский на вечере был разнообразен и для каждого свой. Сотрудница Новгородского музея-заповедника Маргарита Мирошниченко читала «Крошка сын к отцу пришел», пресс-секретарь Дома музыки им. С.В. Рахманинова и соорганизатор праздника Сергей Козлов признался: «Люблю у Маяковского больше прозу. За ее откровенность». Когда вечеринка уже подходила к концу и пришло время распрощаться с микрофоном, слово попросила Нинель Чеснокова, та самая, что осуждала Романа Колменева за мат.
— Проходите к микрофону — пригласила ее Екатерина Русина.
— Да ладно, меня и так услышат! — уверяет Нинель Ивановна.
И все спешат ее услышать. Кольцо зрителей сужается вокруг женщины, и она начинает рассказывать о своей послевоенной молодости; о том, как она благодарна учительнице русского и литературы, приучившей весь ее класс любить этого гениального поэта, о танке «Маяковский», дошедшем до Праги. Не каждого учителя в классе слушают так внимательно, как в этот вечер слушали Нинель Ивановну 60 человек. Свою яркую пятиминутную речь она завершила поистине театрально:
— Ненавижу всяческую мертвечину, — резкий взгляд на слушателей. — Чего и вам советую. Обожаю всяческую жизнь!
Фото из архива Центра развития культуры «Решение»