Пятница, 09 августа 2024

Редакция

Человек пишущий

Пара слов об опасности постановки диагноза «графоман»

В своё время великий русский писатель Лев Толстой произнёс нехарактерно лаконичную для себя фразу: «Если можешь не писать — не пиши». 
Зато его благодарные последователи развернули собственные трактовки этого афоризма до толстовских масштабов. Мол, воздержись от выпуска в свет своих незрелых, бесталанных произведений, избегай писательского труда, потому как станешь рабом письменного стола; смирись с тем, что всё лучшее уже написано, к примеру, тем же Львом Николаевичем. 
Так или иначе, но новгородка Елизавета МУСАТОВА, размышляя над сакраментальной фразой, предложила свой вариант: Лев Николаевич неправ. А вслед за этим организовала творческую лабораторию, ёмко названную «Пиши!». 
Всё лето страдающие от мыслей «писать или не писать» в компании друг друга и под предводительством Елизаветы учатся преодолевать страх чистой страницы, превращают войну со своим внутренним критиком в партнерство, находят вдохновение в самых неожиданных местах и, наконец, получают удовольствие от процесса. 
— У меня есть опыт проведения подобных мероприятий. Я училась писательскому мастерству  в США, потом проводила поэтические мастерские для ребят, там всё было по-взрослому, — рассказывает Елизавета. — Здесь —  иначе. Никаких схем, минимум теории. Потому как можно прекрасно знать учебник Горшкова, кто учился на филфаке, тот понимает, о чём я, и при этом всё же не уметь писать.
Впрочем, всё это — лишь результат принятого решения. В чём же причины, побудившие Елизавету писать самой и помогать другим. По словам Мусатовой, дело в нехватке творческой среды в городе на Волхове, отсутствии подходящей пишущим людям атмосферы. 
— Есть те, кто любит критиковать, как и те, кто пишут и жмутся по своим группкам. И мне понятно, почему. Я хорошо знаю, на каком уровне русский человек критикует другого русского человека. Людей, позитивно критикующих, очень мало, — рассказывает Лиза. — А ведь человеку важно, когда он пишет, иметь возможность делать это в безопасной эмоциональной атмосфере. Вот мы и обеспечиваем друг другу комфортные условия. 
Конечно, не только ради комфорта десять человек взялись-таки за перо и на первом же занятии пообещали к концу курса исписать свой блокнот «от и до». К счастью, движимые не только графоманскими наклонностями. На занятиях подопечные Лизы упорно трудятся, получают домашние задания и даже берут на себя обязательства действовать по определённым жизненным правилам.
Например, каждый участник курса пообещал: каждый день читать художественную литературу, каждый день посвящать немного времени написанию собственных текстов, каждый день гулять пешком. В одиночестве, без плейера, не менее 30 минут. Говорят, от этого  в голове появляются собственные мысли, что само по себе — неплохо!
А тем, кого мысли о графоманистости всей затеи всё же не оставляют, главный идеолог варианта «Пиши!» Елизавета  без устали повторяет: любое творчество изначально конструктивно, даже неумелое, даже наивное: «Все творческие люди с чего-то начинали. Или не творческие. Прежде чем стать марафонцем, человек должен научиться ходить. Вот мы и учимся».
Фото из архива «НВ»