Испытание новым праздником Псков прошёл успешно
В минувшие выходные наш стародавний сосед и младший брат Псков стал центром всея Руси. Все флаги в гости к ним, к ним же журналисты федеральных телеканалов, а заодно и делегации из нескольких зарубежных городов.
Не отстали и новгородцы, двинувшие на запад крупную дружину, настроенную, естественно, миролюбиво.
Ну а повод, как вы уже, наверное, догадались, всё тот же: учреждённые ещё в 2010 году по инициативе Великого Новгорода Русские Ганзейские дни — с песнями, плясками, ремесленными мастерскими, ратными боями, берестяными поделками и хороводным строем. От Новгорода к Белозерску, из вологодских далей — в Псков.
Так что с 19 по 21 июля город гулял. Тем более гулял, что нынешняя Русская Ганза удачным образом совпала со 1110-летием первого упоминания о Пскове в летописях. Круглая дата тоже чего-нибудь да стоит. Ведь Ганза — что? Пошумит, да и двинет дальше — по размеченному вплоть до 2019 года маршруту, а юбилей никуда не денется.
И всё же мы, новгородцы, оказались в гостях у соседей именно благодаря Русской Ганзе. Казалось бы, всего три года от роду, а у наших Ганзейских дней уже появились традиции. К примеру, такая — пахнут они преимущественно шашлыком с маринованным лучком, что для древнего торгового союза, может быть, и не вполне характерно. Хотя, кто его знает, как пахла Ганза шесть веков назад? Зато доподлинно известно, что сегодняшняя, русская, и поп-корном, и сладкой ватой отдаёт. Звучит то Стасом Михайловым, то «Золотым кольцом»; исподтишка приторговывает «ароматными» китайскими пластиками и становится подозрительно похожа на среднестатистический День города в среднестатистическом же городе.
Или только показалось? «Кто что ищет, то и находит», — скажет разумный читатель и в общем-то не ошибётся. А мы добавим к сказанному, что Русские Ганзейские дни, какими бы ни были изнутри, — всё же преотличный повод нанести визит доброму соседу, по-соседски же посмотреть, как складывается у него жизнь, в дружеской беседе рассказать о своей, что мы и сделали с великим удовольствием.
Ешьте-пейте, гости дорогие!
В ладах или не в ладах псковская канцелярия с небесной — непонятно, но первую половину праздничных мероприятий Псков нещадно заливало потоками отнюдь не тёплого летнего дождя. Из-под края зонта город казался скукожившимся, серым и неприкаянным. Вода, сконцентрировавшаяся в выбоинах не самого гладкого асфальта, до обидного точно брызгала в редких прохожих из-под колёс машин.
Летний сад, опоясывающий бывшую стену городских укреплений и на три дня отданный под ганзейские нужды, несмотря на обилие белых шатров, в которых прятались делегаты, выглядел пустынным — не хватало посетителей! Но торговый люд — народ стойкий, раскладывал на лоточках вечную бумажную продукцию, рассказывающую о туристическом потенциале родных мест, и терпеливо ждал. Дождался-таки! Вот и лицо Андрея ВАСИЛЬЕВА, представителя новгородского офиса туризма «Красная изба», с первыми лучами солнца, проглянувшего среди серого неба, расцвело доброй, профессиональной улыбкой: подходите, люди добрые!
— Ганзейские дни благоприятно сказываются на туристическом потенциале городов — участников Союза, — рассказал Васильев. — Будем честны друг с другом: для псковичей не самый большой интерес представляют Великий Новгород, или, скажем, Кингисепп, или Тихвин по отдельности. Но когда города объединяются и готовят какое-то общее событие, то потенциальные туристы начинают куда активнее интересоваться ими, с охотой посещают.
Угощая гостей новгородской палатки квасом, пряниками и соломкой, призванными стать вкусными брендами Великого Новгорода, Андрей поделился и более секретной информацией: псковичи, забегающие в новгородскую палатку, признают, что город на Волхове они на самом деле любят, больше скажу, считают новгородцев более аккуратными, что для нас как минимум приятно!
Впрочем, спорить готова, что позволить себе такой комплимент в адрес соседа типичный псковитянин согласится разве что в приватной беседе или чтобы сделать приятное собеседнику, отведав стаканчик-другой кваску. С увеселительных сцен звучат совсем иные речи, от которых у ортодоксального новгородца волосы на голове зашевелятся. Как вам, к примеру, такое: «Приветствуем вас в самом древнем городе России!» или вот ещё: «Добро пожаловать в колыбель русской республики!». Действительно, неоднозначно! Но мы в гостях, а потому улыбаемся и получаем удовольствие от праздника!
Валдай как яблоко раздора
Средь шумного бала нашлось место и псковскому вечевому колоколу. Интересный факт: совсем недолго поискав информацию в Интернете, можно найти сразу две легенды, посвящённые языкастому символу независимости.
Одна из них гласит: в 1478 году московские рати Ивана III окончательно присоединили Новгород к Москве, и в знак того, что с вольностями Господина Великого Новгорода покончено, Иван III велел снять вечевой новгородский колокол и отвезти его в Москву. Однако по дороге, возле Валдая, колокол сорвался с саней и упал на дно глубокого оврага. Падая по крутому склону, он разбился на тысячи кусочков, из которых впоследствии и были сделаны тысячи ямских валдайских колокольчиков.
Вторая повествует: в 1510 году Великий Московский князь Василий III велел спустить вечевой псковский колокол с Троицкой звонницы. Палач тяжелым молотом отбил у колокола его медные уши, сквозь которые продевались подвесные канаты. Потом повезли колокол на Снетогорское подворье церкви Иоанна Богослова и сбросили в заранее выкопанную яму, будто узника в темницу заключили. А на третий день погрузили в сани и повезли в Москву. Только не довезли. На Валдае сани с колоколом встретили слуги Великого князя Московского Василия III и велели разбить колокол на куски, а куски разбросать во все стороны. Все было сделано в точности так. Да только по осени взошли эти кусочки медными всходами — маленькими колокольчиками. И стали они называться валдайскими.
Так или иначе, а псковский вечевой колокол в дни Русской Ганзы создавали действительно всем миром — с охотой и старанием. Поучаствовать в мини-мастер-классе по росписи небольших глиняных колокольчиков мог каждый желающий, но с одним-единственным условием — получившееся произведение искусства пожертвовать большому каркасу в форме колокола. За несколько дней работы колокольчиков набралось несколько десятков: валдайцам на зависть, псковичам на радость. Эта-то красота и стала одним из центральных символов праздничных дней!
Кстати, помимо предсказуемой и шумной Ганза бывает ещё и неожиданной. За неожиданности и новизну в Пскове отвечала делегация из Тартуского научно-развлекательного центра «АХХАА», вот уже пятнадцать лет занимающегося популяризацией науки среди детей и взрослых. На глазах у удивлённой публики, заседающей в организованной точке общепита, юные учёные жгли магний, доставали из азота воздушные шары, устраивали взрывы и очень быстро заслужили авторитет среди местной ребятни.
— Познавательная физика, химия, биология — вот чем вы будете часами заниматься, став гостями нашего центра, — пообещала его представитель Юлия БАРСУКОВА. — В России ничего подобного пока нет и в ближайшее время, скорее всего, не появится. Есть наши учителя — центр «Эврика» в Хельсинки, в Санкт-Петербурге есть небольшие научно-развлекательные школы «Умникум» и «Лабиринтум», но это не то. Совсем не то.
В Тарту у нас отдельное здание с общей площадью более десяти тысяч квадратных метров, на которых расположились не музейные выставки, а всё то, что можно трогать руками.
Да, действительно, в Питере ничего подобного не припоминается, а уж тем более не припоминается в Великом Новгороде, где и робкие опыты академика Стекляшкина, заезжающего всё из той же Северной столицы, вызывают полный восторг среди детей.
С видом на реконструкцию
День и второй праздника — в определённый момент от бурлящего, галдящего потока непременно хочется скрыться. Тем более что устроители псковского праздника рассудили умно: пусть центр города живёт своей повседневной, мирной и милой жизнью. Пусть также спокойно и величаво гуляет ветер по пустынным кремлёвским полянам, также размеренно тормозят автомобилистов за нарушение ПДД стражи порядка, также стихийно торгуют цыплятами и рассадой сельские жители на Центральном рынке, примостившемся не более чем в пяти минутах ходьбы от кремля.
Обозревать центр города особенно интересно с мостика через Пскову. Тут тебе и вид на древние белые стены псковского детинца, непривычные, а потому приятные взгляду новгородца, и резкий диссонанс левого и правого берегов реки. На правом красуется реконструированная Золотая набережная, поименованная так в честь новенького мини-отеля. Выглядит она практически по-европейски — чисто и ухоженно. Русскость места выдают разве что картонная коробка с упаковками от мороженого и прочего съестного вместо стационарной урны и вид на противоположный, кремлёвский берег. Он удивляет стёсанным слоем травы, несколькими деревьями, торчащими из отвалов грунта, и вольно разбросанным строительным мусором. Неподалёку стоит щит с информацией о ремонтных работах. Картинки на щите и в реальности не слишком похожи друг на дружку — значит, реконструкция ещё не окончена.
Видимо, не часто местные жители проявляют к информации на щите столько внимания. Мимо проходящая псковитянка сразу распознаёт во мне приезжую и начинает долгий и весьма эмоциональный рассказ…
— Берег реки подсыпали камнем, и без толку. Поднимающаяся вода его только размывает, камни снова сносит в воду… Да вы посмотрите, посмотрите, что сделали с набережной — красиво разве? Чёрная земля, грязь, — от напора местной жительницы я даже не успеваю попросить её представиться. — Зачем влезли? Какая реконструкция? Надо было и всего-то — не вмешиваться, не трогать, поддерживать то, что уже сделано природой и многовековой историей...
Я автоматически киваю в такт, размышляя о совсем других, новгородских кремлёвских стенах. У нас ведь тоже вечный культурный спор, иногда перерастающий в битву, на тему кремлёвского рва, его внешнего вида, функционала и предполагаемого будущего.
— Ох, и не зря мы с вами соседи. У нас в наследстве — ров, у вас — набережная, что делать с ними — непонятно, — произношу уже вслух и по удивлённому лицу местной жительницы понимаю, что сказано это было не совсем вовремя.
Не вовремя, но к месту! Кому как не новгородцам, у коих свежо в памяти 1150-летие города, славные международные Ганзейские дни, знать, что такое не внезапно, но вдруг свалившиеся на голову средства из областных и федеральных бюджетов, которые нужно не просто освоить к празднику, а применить так, чтобы всем было красиво, хорошо, а главное — надолго.
Ещё один такой то ли недоосвоенный, то ли существующий в режиме ожидания объект находится и вовсе вдалеке от центра Пскова. Будущий дендрологический парк, а нынче — перепаханный тяжёлой техникой и грубо прореженный пилами зелёный сквер, разбитый рядом со старинной и славной святой обителью Спасо-Преображенским Мирожским монастырём, в наши дни тоже претерпевает муки реконструкции. При русской любви к круглым датам и выкраиванию денежных средств к ним же, понятно, почему открытие парка собирались приурочить именно к 1110-летию города, понятно, почему об этом написала вся местная пресса, непонятно только, отчего всё же не успели. Хотя, может быть, только нам, заезжим, и непонятно. Местные же жители с охотой подтягиваются к прореженным деревьям, любовно катают коляски по бывшим уютным аллеям и мечтательно говорят о том, как было хорошо, уверенно — что хорошо ещё будет! Потому что праздник праздником, а жизнь, слава Богу, на этом не заканчивается.
* * *
Как и любое широкое гулянье, Русская Ганза оставляет после себя приятное послевкусие и большой простор для работы коммунальщиков. Бороться с этим бесполезно, остаётся только принять. Псковичи приняли — в погоду и непогоду по центральным улицам шныряла молодёжь в белых футболках волонтёров. Они по мере сил приводили центральные площадки в порядок. Работы было ох как много! Так что стоит ли винить организаторов в том, что до праздничной периферии руки так и не дошли, — не понятно. Но это уже совсем другая история.
Мы же согласимся с правотой профессионала от туристического бизнеса, уверяющего: сам себе не создашь праздник, никто его тебе не подарит, не порадует. А тут, видишь, собрались, поздоровались, познакомились. Теперь что же: осень и зиму живём спокойно, а по весне уже можно распечатывать карты Кингисеппа. Русская Ганза держит путь на Северо-Запад.
Фото автора