Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

День без бересты

Археологический сезон не принёс берестяных грамот, поэтому археологи ищут утешения в другом

Прошлая неделя оказалась богатой на археологические праздники: 26 июля  отметили традиционный День бересты, приуроченный к дню находки первой берестяной грамоты в Великом Новгороде.

27 июля — 40-летие работ на Троицком раскопе. Впрочем, главного подарка, который обычно все ждут к этим датам, — находки очередной берестяной грамоты — не случилось.

На вопрос, отчего же, археологи разводят руками и приводят объективные причины: во-первых, на Троицком раскопе, основном поставщике бересты, работы сейчас ведутся в слоях XI и XIV веков, в XI веке грамоты искать ещё рано, а на XIV успели только снять верхний слой. Во-вторых, проливные дожди, в-третьих, нехватка рабочей силы: школьники и желавшие поработать на раскопе просто ленятся собирать все необходимые документы для центра занятости.

Тем не менее праздник есть праздник, и торжественный митинг, ему посвященный, Сергей ТРОЯНОВСКИЙ открывал с юмором: не надо расстраиваться, что новой грамоты нет. В прошлом году число грамот было экстраординарным, так что радости хватит ещё на несколько лет вперёд. В конце концов, это для далёкой от археологии общественности береста является мерилом успешности сезона, у самих же археологов и без этого есть масса поводов порадоваться.

Скажем, Любовь ПОКРОВСКАЯ, заведующая полевой лабораторией Новгородской археологической экспедиции, уверена, что грамоты — не самое интересное в работе:

— Слои XI века, где сейчас идут работы, дают нам потрясающие находки из ранней новгородской истории. Во-первых, мы нашли обломок гуслей, сломались они в давние времена, но сохранилась дека с орнаментом, и есть надежда, что гусли будут отреставрированы и снова зазвучат. Другая интересная находка — лодочная уключина, украшенная звериной головой, кто-то видит в ней голову дракона, кто-то — иного мифического чудовища. Ну и, конечно, так как каждый археологический сезон непрерывен, мы продолжаем находить украшения, языческие амулеты.

Да вот ещё приятная новость: в этом году аккурат к празднику топонимическая комиссия Великого Новгорода приняла решение увековечить имя Артемия Арциховского, назвав в честь него улицу между улицей Псковской и Юрьевским шоссе. Вторая приятная весть долетела из самой администрации президента: 24 июля Владимир Путин подписал законопроект, касающийся пресечения незаконной деятельности в сфере археологии.

— Неловко граждан, о которых идет речь, называть археологами, но, так уж повелось, в народе их называют черными археологами, — отметил Сергей Трояновский. — Один такой специалист буквально на прошлой неделе прямо по раскопу на Бронницкой горе ходил с металлоискателем. Это вопиющий случай, и мы все надеемся, что новый закон поможет справиться с грабителями древности.

Что скрывать, новгородцы в большинстве своём привыкли думать, что права и на День бересты, и на сами берестяные грамоты находятся в нашем, новгородском единоличном владении. И не важно, что были они, грамоты, найдены и в других регионах. У нас-то всё равно больше. Но Пётр ГАЙДУКОВ, заместитель директора Института археологии РАН, заместитель начальника Новгородской археологической экспедиции, такие присвоения пресекает на корню:

— То, что первая берестяная грамота была найдена в Новгороде, — большой подарок для города, но буквально на следующий год грамота была найдена и в Смоленске. А сейчас можно назвать с десяток городов, где были сделаны подобные находки. Береста появилась благодаря подвижническому труду многих и многих археологов, это не новгородское явление, а общерусское, великая наша история, поэтому мы, 60 лет ждавшие, чтобы праздник был узаконен на городском уровне в Новгороде, готовы и ещё 60 лет ждать, лишь бы он стал общегосударственным.

Фото из архива «НВ»