Пятница, 10 января 2025

Редакция

Найди то, не знаем что

У детской прозы есть секрет: она как бы здесь, но её как бы нет

Современной русской литературе нередко достается хлёсткое читательское «Умерла!». Современной детской и подростковой прозе повезло меньше: её не хоронят, просто не интересуются. Но это не значит, что она дурна или её вовсе нет, уверяют московские критики и новгородские библиотекари.

Жизнь детского писателя вертится в общем-то по тем же самым орбитам, что и жизнь любого прочего прозаика: сперва написать, затем отнести в издательство, поездить по школам и библиотекам, презентуя и, наконец, получить или не получить ту или иную премию. К слову, премий в области детской литературы сегодня ничуть не меньше, чем в области всех прочих литератур: «Baby-нос», Новая детская книга, премии имени Чуковского, Андерсена, Крапивина и прочее, прочее.

Как отметил литературный критик и один из членов жюри премии «Baby-нос» Константин Мильчин, одна из важнейших тенденций современной детской литературы — то, что её пишут непрофессионалы, а чаще всего даже непрофессионалки: переводчицы, журналистки, специалисты по кино, педагоги, психологи, домохозяйки... В пример Мильчин приводит Нарине Абгарян, пришедшую в детскую литературу из ЖЖ, но в целом имя таким авторам — легион. Екатерина Матюшкина закончила отделение медиадизайна Академии культуры и состоялась как художник, Елена Хрусталева — журналист со стажем, Дарья Вильке — дипломированный психолог, выбивающийся из этой женской компании Артур Гиваргизов тоже вместо литинститута закончил музыкальное училище при Московской консерватории и стал преподавателем в музыкальной школе.

К слову, авторы, отмеченные вниманием в столицах, пользуются спросом и в Великом Новгороде. По словам заведующей детско-подростковым отделом библиотеки «Читай-город» Екатерины СОЧИЛИНОЙ, стеллажи с детскими книгами обновляются приблизительно раз в месяц. Последний транш составил ни мало ни много 50 изданий.

— Мы постоянно следим за новинками в области детской литературы. Случается, что и сами читатели просят нас приобрести ту или иную книгу, — отметила Екатерина. — И потом эти книги не застаиваются на полках. Большим спросом сейчас пользуются произведения Екатерины Матюшкиной, Артура Гиваргизова, Екатерины Мурашовой, Сергея Лукьяненко.

И все-таки как ни крути в области современной детской литературы остро ощущается нездоровая дихотомия. Она (литература то есть), безусловно, есть. И о ней знают как минимум родители и дети. Но в целом общество не знает о ней ничего. Происходит это прежде всего из-за того, что детские книжки (это в эпоху-то клипового мышления и визуального восприятия!) в большинстве своём остаются не визуализированными: по ним не рисуют мультфильмы и не снимают детское кино. Не хватает всегда одного и того же: прежде всего — денег, затем уже — таланта менеджера у писателей. Тут, наверное, уже ничего не добавить и не прибавить, современная детская литература так и будет представлять собой обособленную касту, пока не шагнёт из залов библиотек на экраны. Впрочем, до тех пор мы можем читать в ЖЖ Нарине Абгарян юмористические зарисовки о её мытарствах в попытках экранизировать нашумевшую «Манюню».

Фото из архива «НВ»