Пятница, 09 августа 2024

Редакция

От кратира к кратиру

Специалисты Эрмитажа отреставрировали уникальный экспонат из коллекции Новгородского музея-заповедника

Кратир, в котором хранилось вино для причастия, уже занял своё место в экспозиции музея «Золотая кладовая Великого Новгорода».

«Этот богослужебный сосуд — памятник абсолютной ценности, исполненный в конце XI века мастером Костой, — сказала главный хранитель Новгородского государственного объединённого музея-заповедника Наталья ГОРМИНА. — Кратир всегда хранился в Софийском соборе и предназначался для совершения евхаристии. С XVII века его использовали для хранения святой воды».

Конечно, за прошедшее время под воздействием различных факторов состояние кратира сильно ухудшилось. Чаша была деформирована, имела трещины, разрывы, сколы позолоты. От предыдущих реставраций остались следы паек оловом, были утраты черни. Кроме того, от тулова сосуда почти полностью отошла одна из рукоятей. Работы предстояло много. Средства на реставрацию — 300 тысяч рублей — в рамках программы «Сохраним культурное наследие вместе» выделила компания «Кока-кола».

Реставрационные работы на уникальном объекте проводил Игорь  Малкиель, заведующий лабораторией научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа. Уже на протяжении нескольких лет в своей работе специалисты этой лаборатории применяют передовые лазерные технологии. Лазеры способны без вреда для экспоната удалять окислы и испарять практически любые наслоения, от которых невозможно избавиться с помощью традиционных химических реактивов. При этом очень важно, что не нужно разбирать экспонат, раскреплять драгоценные камни.

В ходе реставрации, которая шла около двух месяцев, на кратире были удалены все загрязнения и деформация, проведен анализ драгоценных металлов, которые использовались при его изготовлении. Правда, как уточнили сотрудники НГОМЗ,  со временем кратир потемнеет. К сожалению, наш музей пока не располагает специальными климатическими витринами.

Надо сказать, что в коллекции Новгородского музея-заповедника есть ещё один кратир — мастера Братилы (Флора). Состояние его на сегодняшний день тоже требует реставрации. «Специалисты Эрмитажа уже не раз осматривали его, — сказала Гормина. — На следующей неделе в музей должен приехать Игорь Малкиель, чтобы обсудить вопрос возможной реставрации этого предмета».

Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)