Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Как бы книга

Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ. «9 глав о кино и т.д. ...»

Без притворства: проза Кончаловского мне нравится. Началось всё с «Низменных истин», потом был «Возвышающий обман», что воспринималось как дилогия. Потом «Низкие истины семь лет спустя», ремейк с продолжением.

Между ними, как выяснилось (но не прочиталось), уместилась «Белая сирень». Не знаю о чем, но когда-нибудь прочту.

«9 глав», надеюсь, когда-нибудь забуду. Это не Кончаловский. Да и составители сборника статей и интервью из издательства «Эксмо», которые ничем не брезгуют, не скрывают, что Кончаловский эту книгу не писал и даже не редактировал. Наверное, просто махнул рукой, проходя мимо: «Да печатайте!». И напечатали. Даже не адаптировав телевизионную запись интервью к литературному тексту. Это тем более режет слух, поскольку только что несколько вечеров на канале «Культура» шло интереснейшее моноинтервью героя. Некоторые места из текста и теленарезки совпадали. А вот воспринимались совсем по-разному. Даже начинающий журналист знает, что живая речь и оформленная в буквы не идентичны. Но издатель предпочел не обратить на это внимания.

В общем, это не рецензия. Потому что «9 глав» — не книга. Если возьметесь читать, будьте к этому готовы.

А закончить хочется цитатой из этой «некниги» (все-таки люблю Кончаловского и его мысли даже в журналистском переложении): «Есть у меня картина «Романс о влюбленных», очень популярная в 1970-е годы. Я пришел в кинотеатр, где ее показывали. Впереди меня сидела какая-то женщина с авоськами. Я обратил на нее внимание только потому, что она вздохнула в середине картины и сказала: «Господи, на что деньги народные тратятся!». Она так скучала! Мне стало стыдно, и я тихо слинял. Ну, конечно, женщина эта стала моим врагом на всю жизнь. Хотя она не виновата. Виноват художник. Мы делаем картины не для того, чтобы их обязательно хвалили, а для того, чтобы о них судили». Вот и принимайте эту заметку как судебный вердикт. Тем, кто делал книгу, делал, но быстро устал…