Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Смеясь, мы расстаёмся. с прошлым?

За месяц до премьеры контуры постановки не очевидны

Новгородский театр драмы откроет сезон очередной комедией

На последний прогон перед спектаклем журналистов приглашают нередко, но в этот раз сделали иначе: пригласили «НВ» на репетицию за месяц до премьеры. Это было даже не на большой сцене, без костюмов, с ещё не выученным текстом и не поставленными движениями.

Такая репетиция, с одной стороны, мало представления дает о спектакле, с другой — именно в репликах актеров, которые самостоятельно прерывают репетиционный процесс, и в режиссерских комментариях лучше просматривается обстановка в театре, которую ещё совсем недавно называли скандальной.

Малая сцена
Прошлый сезон наш театр закрыл испанской темой, нынешний открывает итальянской. Репетируют пьесу неделю в большом репетиционном зале, куда обычным зрителям вход, конечно, заказан. Здесь, как нигде в театре, ясно, сколь давно назрели перемены. Всё старое: стены, полы, бутафорские фрукты и курица на столе, продавленные диванчики. Сцена, за репетицией которой нам удается понаблюдать, заключается в выяснении отношений в двух бедных, но чертовски темпераментных итальянских семьях. В ней заняты актеры, в основном давно известные новгородцам.

Геннадий Алексеев, Лилия Сергеева, Сергей Ефимов и Ирина Гришанина по листочкам читают свои роли. Пока ничего не понятно, не очень интересно и не смешно.

— Нет, но он здесь пробуксовывает! Ведь мы об этом уже много раз говорили в первой сцене! — восклицает Лилия Сергеева.

— Да, да, — соглашается Сергей Гришанин.

Следующие 10 минут уходят на то, чтобы вырезать «пробуксовывающий», повторяющийся момент, который в итоге наиболее точно определяет и ликвидирует жёлтым маркером в своих распечатках Ирина Гришанина.

— Хорошо ты махнула, — говорит ей Геннадий Алексеев, растягивая слово «хорошо».

Затем вновь и вновь читают, а потом наступает кульминация. Ею обрушивается общая сцена, озаглавленная кем-то из актеров как «Броуновское движение». Движение артистов по сцене, в общем-то, именно это явление и напоминает. Я не понимаю, зачем они бегут, и неуверенно улыбаюсь, когда мимо меня, сверкая, как и положено в комедии, глазами проплывает один из актеров и произносит одними губами:

— Б-р-е-д!

В этом блеске глаз чувствуется какой-то сверхэмоциональный, отрешённый ужас-восторг.

В театральном сезоне 2012/2013 соотношение комедий и прочих жанров (исключая детские спектакли) в драматическом театре составило 4:1. Печальная единичка, к слову, — это испанская легенда о любви

Мнимый конфликт
Почти ни один из прошедших сезонов драмтеатра не обходился без свадебной темы, которая звучала уже в названии. Вот и в этом году решили пойти проверенной дорожкой, переименовав пьесу «Беднота и знать» в «Брачные страсти». В финале спектакля зрителя ждут целых три свадьбы. Учитывая, что основными посетительницами театра являются женщины, — закономерный ход. «Брачные страсти» — это авантюрная комедия и даже более того. В пресс-релизе, который мы получили перед репетицией, было написано: «Он (спектакль. — авт.) необычайно лёгок и лишен какой-либо глубокой идеи, но таит в себе что-то магическое».

Лишён глубокой идеи? На такое нелестное замечание можно и обидеться, если его написал журналист, посмотревший одну малую и не приведенную в порядок часть спектакля. И невольно вспоминается, что засилье легковесных комедий в репертуаре театра с некоторых пор стало одной из претензий, которые ряд актеров предъявляли руководству театра в прошлом сезоне. Но, с точки зрения руководства, обращать внимание на эти претензии не стоит, в любой комедии можно найти не только смех.

Впрочем, ситуация в главном театре региона гораздо сложнее трафаретной истории про Карабаса Барабаса. Со многими доводами, высказанными протестующими актерами в прошлом сезоне, можно и нужно согласиться, но вот Вячеслав КОРМИЛЬЦЕВ, отработавший в театре 34 года, на вопрос о том, погас ли в труппе скандал, отвечает устало:

— Давайте оставим это в прошлом сезоне. Не надо ворошить. И не надо забывать, что труппа — это творческий коллектив, в котором есть люди и амбициозные, и немного тщеславные. Иногда вспыхивают небольшие ссоры. Но это — нормальный рабочий процесс.

В этом году в труппу влились шесть новых актеров. Трое из них на вопрос, как относятся к обилию комедий в репертуаре, отвечают по-разному, но в одной тональности.

Кристина ЖЕРЕБОР: — А чем плоха комедия? Жизнь — штука печальная, столько проблем и забот, что хочется же и отдохнуть.

Ярослав ЯНКОВСКИЙ: — В комедии много глубоких смыслов может быть заложено!

Евгений ЛЮТИКОВ: — Я — комедийный актер, я люблю, когда люди смеются!

Вот только перечисляя роли, которые им бы хотелось сыграть, молодые актеры говорят не о комедийных персонажах:  граф Рязанов из «Юноны и Авось», Тиль из «Легенды о Тиле», Хлестаков, Гамлет, Лиона из «Холодно, горячо»  Кроммелинка.

*   *   *

Антон Гетман, заместитель генерального директора Большого театра, не так давно выступил в прессе со следующим заявлением: «Подделки, приобретенные нами, всегда вызывают досаду. (…) Но если поддельный Rolex можно выкинуть, а дрянной роман недочитать, то что делать с испорченным вкусом, который так просто искалечить и так невозможно восстановить? Что делать потом с поколением, которое станет думать, что телесериалы дурного вкуса — это и есть кинематограф, неотрепетированный спектакль — театр, а плохой концерт — симфоническая музыка?».

Всё верно. И важно. Ведь вопросы Антона Гетмана обращены в будущее: что потом делать поколению с испорченным вкусом?

А что-то делать нужно уже сейчас. Потому что 28 сентября на спектакле, «лишенном глубокой идеи», наверняка будет аншлаг. как бывало уже не раз.

Фото Владимира МАЛЫГИНА