Сразу три выставки, посвящённые женщинам, открылись в Центре современного искусства
Чтобы составить свое мнение, мы намеренно не пошли на торжественное открытие экспозиций: приветственные речи в адрес авторов, традиционные для таких тусовок, и лестные отзывы зрителей из числа знакомых мешают непредвзято оценивать увиденное.
Работы новгородских живописцев, фотографа Михаила Шимановского да экспонаты выставки «Женщины Серебряного века» из фондов Санкт-Петербургского музея Анны Ахматовой на Фонтанке мы изучали не спеша и критично…
Современным не назовёшь
Выставочный центр в «Диалоге» не боится экспериментировать, предлагая новгородской, в массе своей все еще консервативной публике то эпатажные коллекции молодых новаторов, то традиционную живопись, а то и интерактивные игровые выставки для детей.
На сей раз центр решился пойти еще дальше. От разложенных по залу предметов да снимков людей начала прошлого века, потрепанных томиков стихов с автографами и рисунками авторов кажется, что попал в музей. И невольно хочется цыкнуть на проходящих мимо посетителей, если те переговариваются слишком громко.
— Да, мы не боимся рисковать. Но, признаюсь, когда давний наш партнер по детским проектам — музей Анны Ахматовой — предложил выставить личные предметы, фото, автографы известных дам начала XX века, мы серьезно призадумались, — начал объяснять руководитель центра Сергей ПУХАЧЕВ, увидев нашу растерянность. — Такая совсем уж академическая подача материала у нас впервые. Но чем черт не шутит!
Так-то оно так, но без подробного рассказа о каждой героине экспозиция однозначно неинтересна. Почему? Многие навскидку назовут всего несколько изучаемых в рамках общих учебных программ имен — Цветаева, Гиппиус, Ахматова, а в зале представлены документальные фрагменты жизни и творчества многих женщин: Валерии Срезневской, Веры Аренс, Ольги Гильдебрандт-Арбениной, Саломеи Андрониковой, Анны Радловой, Ольги Судейкиной, Ирины Одоевцевой… Что мы о них знаем? Да почти ничего.
Проявят ли интерес горожане к Серебряному веку? Поклонники творчества той же Ахматовой предпочитают знакомиться с ее эпохой, бытом, друзьями все-таки в классическом музее. Когда видишь простую мебель и утварь, слышишь рассказ о тяготах и лишениях, понимаешь, как на самом деле ей было трудно. Не каждая сможет пережить гибель любимых мужчин, арест сына, запрет писать. А эта гордая статная дама, которая не терпела, когда ее поэтессой называли, говорила про себя только как про поэта, все это пережила в этом самом доме. И «Реквием» — свой обвинительный приговор сталинскому режиму — она хранила в памяти, лишь отрывками пересказывая знакомым, чтобы они запоминали и дома переписывали на бумагу.
Понятно, что небольшая часть музейных экспонатов, привезенных в Новгород, не может полно передать атмосферу начала XX столетия. Но устроители трех новых выставок в «Диалоге» пошли, похоже, намеренно на хитрость: «Женщин Серебряного века» разместили в зале, предшествующем тем, в которых о своем отношении к прекрасной половине человечества заявили новгородские художники — то есть посетители в любом случае не пройдут мимо. Вопрос: остановятся ли, задумаются?
М & Ж. Новгородская версия
Чего скрывать, местных живописцев в ЦСИ выставляют нечасто, потому как в творчестве своем они, по большей части, тяготеют к классике. «Диалог» же предпочитает экспериментаторов. Поэтому если новгородским художникам и отдают залы, то исключительно под необычные проекты.
Ожидалось, что экспозиция, посвященная отношению двух полов, удивит зрителя. Тема «Мужчина и женщина. Осень» была объявлена еще год назад. Тут на ум приходят и закат отношений, и переоценка жизненных ценностей, и увядание природы в целом... Но наши мастера кисти и холста не захотели ограничиваться рамками и предложили слово «осень» исключить.
В итоге, глядя на образы, навеянные музами авторам полотен, кажется, что изображенные леди и кавалеры как бы сами по себе: ни заката, ни расцвета отношений, а — простите — полное взаимное равнодушие. Не спасает положение даже то, что некоторые герои «висят» друг напротив друга, образуя, таким образом, сомнительный диптих, другие не образуют ничего общего, третьи всё-таки делят один холст на двоих.
Тут надо сразу оговориться, что при отборе работ на выставку «Мужчина и женщина» не было никакого выставкома: принимались все заявленные картины. «По этой причине, бесспорно, здесь есть слабые работы, — говорит куратор проекта, художник Олег САУЛОВ. — Но пусть зритель сам разбирается, что плохо, а что хорошо. Конечно, хотелось, чтобы главные герои были объединены в картинах общей темой, но вышло так, что на полотнах большей частью мужчины без женщин и женщины без мужчин. Есть, правда, десяток картин с Адамом и Евой. Но дальше этого сюжета дело практически не пошло».
Саулов признает, что тематические выставки новгородским художникам пока в диковинку. Видимо, нужно время, чтобы местные мастера привыкли к такой форме творчества.
Впрочем, уже известно, что «Диалог» на следующую выставку ждет от наших художников работы на библейские сюжеты.
Сергей Пухачев надеется, что эта идея вдохновит живописцев на неординарное раскрытие ветхозаветных историй.
Ню и ню
Имя Михаила Шимановского у большинства приближенных к искусству людей ассоциируется исключительно с жанром ню. Фото обнажённых дев разместились на нижнем этаже центра. Хотя, как признаётся автор, круг его художественных интересов не ограничивается сугубо женщинами. Сюда входят совершенные эстетические объекты в любых проявлениях и выражениях. Поэтому в зале можно увидеть еще и городские дворы, и пейзажи...
Но взгляд приковывают дамы. И снова разочарование: значительная часть представленных фото сделана ещё в 1990-e, и заинтересованные новгородцы видели их не раз. Автор оправдывается, что показать вместе работы до сих пор не получалось: государственные музеи подобные экспозиции демонстрировать не решаются, а своими силами персональную выставку каждый год организовывать трудно.
Из снимков последних лет обращают на себя внимание разве что фото молодых мам с младенцами на руках. Вроде как и пресловутое ню, с одной стороны, а с другой — невероятная нежность и любовь. Современные мадонны, одним словом. «Я не делал этот проект как нечто отдельное. Женщины просто хотели, чтобы я сфотографировал их с детьми. Но когда увидел, что получается, понял: это может быть отдельной самостоятельной линией», — комментирует фотограф.
Эти работы действительно выигрышно смотрятся. Что касается других, то ню как ню…
* * *
Аккурат в бабье лето женщины стали главными экспозиционными объектами Центра современного искусства. Хотя, как говорит Сергей Пухачёв, спланированной акцией это назвать нельзя:
— Мы не делаем выставки к какому-то определенному событию. Мы пытаемся находить внутреннюю логику творческого процесса. Ведь у художников есть свои этапы развития. Они не живут от даты к дате. У них возникают размышления на ту или иную тему, которые они выплескивают на холст, фото... Это мы и стараемся поймать и показать зрителю.
Показали. Мы со стороны посмотрели на себя, в смысле — на женские образы. Но не впечатлились и не удивились.
Владимир БОГДАНОВ (фото)
Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА,
Людмила ДАНИЛКИНА