Пятница, 10 января 2025

Редакция

Адская кухня. Дэн БРАУН. «Инферно».

Конечно, Роберт Лэнгдон никогда не станет для нас тем, кем в литературе является Шерлок Холмс, а в кино — Индиана Джонс. Но автор настырно заставляет его искать свой Олимп: вышла уже четвертая книга приключений профессора.

Напомню, «Код да Винчи» взорвал читающий мир (на мой взгляд, в первую очередь благодаря агрессивной рекламе, так как изыми оттуда тему Христа, и перед вами окажется совсем примитивный экшн). Потом прилетели «Ангелы и демоны», которым досталось лишь эхо триумфа первой книги. В «Утраченном символе» Браун обратился к тайнам масонов (тема беспроигрышная) и вернул себе часть рейтинга.

Действие «Инферно» разворачивается во Флоренции, Венеции и Стамбуле, а начинается в больнице, где главный герой приходит в себя, не понимая, где он сейчас и что с ним было в последние двое суток. Освежает его состояние дама в черном, ворвавшаяся в палату и с ходу уложившая доктора. С Лэнгдоном она покончить не успевает, а то бы и книге конец в самом начале.

Профессор бежит, аки заяц, потом звонит в американское консульство и узнает, что он объявлен персоной нон грата. Да еще находит в кармане пиджака капсулу. А в капсуле — значок с предостережением: внутри находится биологически опасное вещество.

Завязка вполне в духе Дэна Брауна, ибо сулит нам, что распутывать этот хаос придется сообща. Правда, по ходу сюжета хаоса меньше не становится. Лэнгдон бежит, за ним бежит киллерша, с ним — доктор Сиенна Брукс. То ли добровольная, то ли невольная спутница.

Поскольку убегают они резво, а догоняют их не спеша, Лэнгдон находит время разобраться с капсулой. И узнает, что никакой там не яд, не отрава, а предупреждение, зашифрованное под картину Боттичелли «Ад», написанную по мотивам «Божественной комедии», точнее — той ее части, где рассказывается о царстве Сатаны. Кстати, и название романа соответствует названию этого царства: Ад по-итальянски Inferno.

Шифровка указывает, что Некто, чтобы спасти Землю от перенаселения, разработал Нечто, которое скоро вырвется на свободу и сократит население планеты на две трети. Стало быть, деваться некуда — надо спасать человечество. На что злодей (правда, уже покончивший с собой, чтобы подать пример прочим перенаселенцам) отводит профессору всего-то 12 часов.

В общем, Лэнгдон спасает мир, а Браун своим фирменным приемом просвещает нас на предмет замысла и хитросплетений сюжета «Божественной комедии». На беду себе автор выбрал книгу всем известную, но далеко не многими читанную. По крайней мере, в России. У нас и Библию-то не очень читают. Но об Иисусе Христе и без Библии знают. Поэтому дополнительная, хоть часто и некорректная, информация о его биографии в «Коде да Винчи» ложилась в благодатную почву. О шедевре Данте наша публика имеет весьма общие представления. Потому историко-литературные розыски и версии Брауна по большей части остаются неоцененными.

Что же касается детективной составляющей романа, здесь всё традиционно: союзники Лэнгдона становятся врагами, враги — союзниками, незнакомцы — старыми знакомыми. Кому доверять? Кого проверять?

Знаете что: не заморачивайтесь на этот счет. Нравится Браун, тогда поверьте солидной USA Today, которая говорит об «Инферно» так: «Самый кинематографичный блокбастер, какой можно вообразить. Не только Лэнгдон, но и «актеры» второго плана выше всяких похвал!». Впрочем, я не уверен, что это не реклама…