Четверг, 09 января 2025

Редакция

Художник и время

Несмотря на возраст мастер работает кистью каждый день

Сразу две персональные выставки живописца Дмитрия ЖУРАВЛЁВА откроются в Великом Новгороде

Юбилей народного художника России — Дмитрию Журавлёву исполняется 80 лет — бесспорно, к этому обязывает.

Поэтому в выставочных залах сразу двух музеев: Музея изобразительных искусств Новгородского музея-заповедника и Музея художественной культуры Новгородской земли будет представлено живописное наследие мастера. Экспозиция, открывшаяся на днях в залах Музея изобразительных искусств, — ретроспектива творчества художника. Здесь представлены полотна, написанные не один год и даже не один десяток лет назад.

— Когда я увидел уже развешенные картины, то, признаться, испытал шок, — говорит художник. — Я уже и забыл, как писал тогда. Некоторые картины не видел много лет: сегодня они хранятся в фондах Новгородского музея-заповедника. Чего уж говорить о зрителях и коллегах-художниках: большинство эти работы и вовсе увидели впервые. В этих картинах, написанных много лет назад, хорошо видно, как я искал собственный художественный язык. Я очень любил тогда экспериментировать, искал свой стиль, тему. Мне кажется, у меня тогда была невероятная смелость: умение обобщать, почувствовать заводские ритмы, музыку русской деревни. Хотя, конечно, мой колорит был тогда несколько тяжеловатым. Но сегодня мне завидно, что я так уже не могу делать. Сейчас мои работы более светлые, радостные, что ли. Хотя и тогда радость и в жизни, и в творчестве присутствовала. Но она была какая-то затаённая, спрятанная внутри …

Рисуют все
Увлечённо рисовать мальчик Дима начал... в больнице, куда в шесть лет попал после автомобильной аварии. Но просто лежать на больничной койке  было скучно, поэтому по примеру соседей по палате, постоянно что-то чиркающих карандашом, он тоже стал рисовать. Корабли, самолёты, машины… Хотя многое из перечисленной техники ребятня и в глаза тогда ещё ни разу не видела.

Потом началась война. Все тяготы и лишения тех лет пережил Дмитрий вместе с семьёй в блокадном Ленинграде. Но и тогда увлечение рисованием он не оставил.

— Когда мама стала приносить домой книжки, вытащенные из-под завалов разрушенных домов, я стал срисовывать иллюстрации, — вспоминает Дмитрий Власович. — Это было так удивительно. Ведь до этого у нас дома книг особо не было: я рос в простой крестьянской семье. Поэтому иллюстрации Васнецова, картины с изображением древнегреческих богов из учебников по истории меня поразили тогда до глубины души.

И, возможно, определили дальнейший жизненный путь. Первый серьёзный шаг в профессию был сделан в 1947 году, когда Дмитрия приняли в среднюю художественную школу при институте имени И.Е. Репина. Он учился на одни пятёрки, поэтому его без экзаменов приняли потом и в институт. Он получил блестящее академическое образование, с отличием защитил диплом. И в силу жизненных обстоятельств в 1959 году Дмитрий Журавлёв оказался в Новгороде.

— Так получилось, что мою супругу пригласили на работу в театр (она была театральным художником какое-то время) в Новгород, и я тоже приехал сюда: я давно мечтал узнать, что это за явление такое — Древняя Русь, что от неё осталось, — говорит Дмитрий Власович. —  Хотя бывал в Новгороде ещё студентом: зарисовывал археологические находки на раскопках. Тогда город меня просто поразил. И вплоть до семидесятых я постоянно выставлялся в Ленинграде с новгородской тематикой.

Конечно, в первую очередь Журавлёв писал архитектуру. «Церкви на выставки не брали, — с улыбкой рассказывает художник, — но я всё равно продолжал их самозабвенно писать. Меня неоднократно и в отдел пропаганды вызывали, чтобы узнать, почему я так много пишу храмы. А что тут скажешь — это ведь великое архитектурное искусство. Как можно этого не понимать».

Этапы развития
Как и у любого мастера,  творчество Дмитрия Журавлёва условно можно разделить на несколько периодов.

— Первый приходится на 1960-е годы. В это время в живописи Журавлёва привлекают материальность, структурная отчетливость и мощный, далёкий от натуралистического правдоподобия, открытый эмоциональный цвет, — говорит кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Новгородского музея-заповедника Татьяна ВОЛОДИНА. — В начале 1970-х годов развитие стиля мастера шло в сторону усиления декоративного начала. Журавлёв всё чаще обращается к сложным композициям, в центре которых — человек. Впрочем, он не оставляет и свои любимые темы и сюжеты. Его натюрморты — «деревенские» и «рыбацкие» — приобретают ещё большую мощь и выразительность, прежде всего благодаря цвету.

А потом Дмитрий Власович вдруг всё бросил и уехал в Череповец: писать заводы и портреты простых работяг.

— Такая вот блажь, — говорит сегодня художник. — Мой хороший друг из Вологды, народный художник России Владимир Корбаков пригласил. Я и согласился.

Новая живописная поэзия, где встречаются одновременно сплав металла и живописи, затянула художника на годы. Индустриальные пейзажи, огромные по своим размерам, несут такую мощную световую силу, что дух захватывает.

— Произведения, связанные с череповецким металлургическим заводом, — это не конъюнктура, это открытие иного мира, жесткого, но прекрасного, — поясняет Володина. — Картины, изображающие пространство и предметный мир металлургического цеха, — настоящие шедевры, далекие от натуралистической трактовки производственной темы.

Годы 1990-е стали заметны созданием ряда жанровых и религиозных картин, созданием цикла картин о новгородской деревне, о памятниках древнерусской архитектуры и появлением портретов современников.

— Собственное творчество читаешь как книгу своей жизни, где последовательно, сменяя друг друга, идут годы и десятилетия, — говорит художник. — Можно оглянуться: а что ты сделал раньше, какие были удачи и что получилось? И вот понимаешь, что несмотря на прожитые годы, на изменения художественного языка, несмотря на разные подходы в решении картины, на новые темы, новые впечатления ты остаешься тем же начинающим художником. Появилось мастерство, а истина осталась где-то далеко, и к ней по-прежнему надо идти и идти. Истина творческая — это то, что дает возможность постоянно жить и гореть творческим огнем. Это мой ответ постижения истины, но думаю — это касается каждого художника. Истина в нашем деле — постоянный труд.

Стоит отметить, что именно Дмитрий Журавлев создал в 1960-х годах Новгородское отделение Союза художников тогда ещё РСФСР. И возглавлял его на протяжении 20 лет. Он был одним из тех, кто проводил в жизнь идею зональных (региональных) выставок, будучи сначала членом выставкома, а затем долгие годы его председателем по Северо-Западу.

*   *   *

80 лет — серьёзный юбилей. Но для художников слова «пенсия» не существует. И сегодня мастер почти каждый день берёт в руки кисть и встаёт к холсту.

Владимир БОГДАНОВ (фото)