Пятница, 09 августа 2024

Редакция

Вся жизнь — театр

Главная задача режиссёра — наладить процесс и отойти в сторону

Новгородцы восприняли известную фразу буквально

Анонсируя проект «Театр 24», авторы сразу заинтриговали — ничего подобного в России ещё не делали, за основу взят зарубежный опыт. Есть сутки, в которых, как известно, 24 часа.

За это время несколько десятков добровольцев, которым интересно всё и которые не боятся ничего, разобьются на творческие группы — сценаристов, режиссёров, актёров, реквизиторов, пиарщиков, и практически с нуля, а вернее из одной цитаты, сделают театральную постановку. Получившееся явят миру в последний час истекших суток. Интрига, согласитесь, налицо.

В начале было слово
Пластиковые стаканчики, дымящиеся горячим кофе, упаковки аскорбиновой кислоты, текстовыделители всех цветов радуги и художественно измятая бумага — всё это на фоне стеллажей, заставленных книгами: дело происходит в Новгороде, в библиотечном центре «Читай-город». Более подходящую атмосферу для написания сценария сложно себя представить. Но... не пишется! Это вам не грузчиком работать. Тут нужно подумать.

Время — чуть за восемь вечера. В перспективе ещё двенадцать часов на непрерывное творчество. Первыми эстафету приняли сценаристы.

Чтобы хоть как-то бороться с боязнью белого листа, а ещё и потому, что желающих попробовать себя в роли драматургов оказалось слишком много, литераторы были объединены в творческие группы — три таланта в каждой. Всего четыре группы. На дюжину умов только одна фраза: «Дурацкий выдался день. Дурацкий день дурацкого месяца дурацкого года» из романа Харуки Мураками «Хроники заводной птицы».

— Единственное условие к сценарию — звучащая со сцены цитата, которую выбирали голосованием, — рассказала автор проекта Елизавета МУСАТОВА. — Сначала пробежались по «великой» классике. Среди предложений были и «Маленький Принц», и «Преступление и наказание»... Мы любим затруднять людям жизнь. В итоге из трёх цитат с самым высоким рейтингом жеребьёвкой избрали одну.

Избрать избрали, а что с ней делать дальше? По рецепту, воспетому ещё в русских народных сказках, каждая группа сценаристов выбрала свой путь и двинулась: кто к романтической истории с элементами фантастики, кто к реалистичной зарисовке, а кто и вовсе — в поле. Но об этом позже, а пока...

— Тут что главное? Не ради ведь первого места будем делать, — курили на крыльце и делились планами Иван КУЗЬМИЧЁВ и Михаил ТАРАКАНОВ, студенты колледжа искусств, они же — сценаристы. — Суть в том, чтобы люди увидели идею. Ведь что-то в этом есть очень важное. Сценарий... Это как паспорт! Он охарактеризует нас перед режиссёром и зрителем.

Прочертив горящими бычками темноту, молодые люди развернулись и пошли в свет — к своему листу бумаги.

А потом пришёл день
Серый, дождливый и холодный снаружи, горячий и напряжённый на просторах колледжа искусств имени Рахманинова: любители театрального устроились именно здесь — пустых аудиторий в воскресный день в «Кульке» масса. К тому же в наличии настоящая сцена с занавесом, рампой и прочими радостями.

Часы ещё не пробили полдень, как свежеиспеченные сценарии были распределены между режиссёрами, и страсти завертелись с новой силой.

Первое — это, конечно, нехватка мужчин!

— Есть договоренность: так как мужчин в актёрском составе меньше, чем женщин, те режиссёры, кому выпал жребий первыми проводить кастинг, всех мужчин в одну труппу не забирают, — признался режиссёр Станислав СУМАРОКОВ.

Муки без сна ничто в сравнении с муками творчестваВпрочем, мужчин не хватает и профессиональным театрам — проблема известная! Уже вечером зрители с удовольствием наблюдали некого Сергея с нарисованной бородой и вежливо не обращали внимания на его чересчур женственную шевелюру. И совершенно правильно!

Второе — антураж! Какой же театр без грима, декораций и реквизита. Тут истый почитатель классического театрального великолепия, пожалуй, и разочаровался бы — обходиться пришлось подручными средствами. Но ведь и обошлись — в нужный момент на сцене появлялась и барная стойка с напитками, и осенние листья, и зонты-трости, отдающие парижским шиком, и даже полноформатный диван с котом. Голос за кадром — и тот был. Ну и что, что звучал устрашающе. Главное, по делу и без промедления.

— Я последние пять лет занимаюсь импровизацией, меня учат выходить на сцену без идей, не придумывать ничего заранее, поступать по обстоятельствам, поэтому очень сложно смириться с необходимостью создавать постановку по подробному сценарию, — рассказывал Сумароков. — Это, как если бы человека, который несколько лет занимался абстрактной живописью, попросили написать классический портрет. Боюсь, если бы я был сценаристом, то режиссер бы повесился...

К счастью, ни один режиссёр не пострадал. Более того, некоторые не только режиссировали, но и играли в собственных спектаклях, что тоже не запрещалось.

И наконец третье — игра актёров! Но тут наша муза благоразумно умолкает, ибо что за вкусовщина, в конце концов, оценивать любительскую игру. И неправы те сотрудники колледжа, что в кулуарах перешёптывались: вместо того чтобы делом заниматься, оттачивать, просто «тусуются». Правы те, кто за короткие 15–20 минут, что длилась каждая постановка, сумели отметить: «Ну надо же, вот мальчик даже в образ успел вжиться» или, к примеру, так: «Как свободно держится девушка, явно на досуге танцует...».

— Лично у меня нет особой боязни сцены — меня поэтические слэмы закалили и научили гордиться собственными творческими проявлениями, но и особых академических навыков тоже нет, — уже после поделился новоиспечённый актёр Алексей САБЕЛЬСКИЙ. — Самое сложное — это доигрывать, если случаются заминки и задержки. Но! Вокруг коллеги. Если надо — поддержат!

Поискам смысла посвящается
Получавшийся ровно через сутки после старта театральный продукт можно долго и со вкусом анализировать по шкале профессионализма. Толку в этом, согласитесь, немного. Куда интереснее разобраться, что же всё-таки оказалось в фокусе театралов-любителей?

К примеру, героями сразу двух спектаклей стали офисные сотрудники, по случайному стечению обстоятельств уволенные с работы на глазах у публики и, разумеется, ужасно по этому поводу переживающие и вполне натурально нервничающие. По-видимому, таким же успешным менеджером, но постарше, оказался и отец молодого человека из спектакля «Фатум». Разрешить вечный конфликт отцов и детей этой паре не давал вечно звонящий рабочий мобильник отца. К счастью, в дуэт вмешался рассеянный ангел, свалившийся с небес, и разруливший ситуацию. Стоит ли говорить, что размышления относительно «дурацкого дня» в такую канву вписывались идеально. Более того, вполне могли звучать чуть ли не после каждого актёрского монолога.

Куда оригинальнее была трагикомедия абсурдов «Признаки прошлого», в которую творческий коллектив сценаристов сумел впихнуть и запутанный сюжет, достойный качественного сериала серий эдак на сотню-другую, и чёрный юмор, и оригинальную обстановку, и даже русское поле, с прогуливающимся по нему конём. В противовес набившим оскомину успешным неудачникам топ-менеджерам и их возлюбленным героями «Признаков» стали жители сельской местности, собравшиеся вместе на очередной праздник после многих лет разлуки. Мерно выпивая и закусывая, актеры-любители размотали сложный жизненный клубок и в финале пришли к просто-таки феерическому финалу. Осмыслил его, к сожалению, не весь зал.

Может быть, поэтому победителем, по мнению всё того же зрительского зала, стал спектакль «Сатья»*, главный герой которого по случайному стечению обстоятельств соглашается весь день говорить одну только правду и ничего, кроме правды. Идея, признаться, не нова: вспомнить хотя бы фильм про успешного адвоката «Лжец, лжец» с Джимом Керри в главной роли, — но всё-таки цепляет.

*   *   *

Но от добра добра не ищут. Прежде всего проект «Театр 24» обещал креатив, импровизацию, тонны драйва и сотни плюсов к карме, что, собственно, и было исполнено в точности. А заведённый на сутки театральный механизм никак не хотел останавливаться и на следующий день, и потом. На благодатной творческой почве, обильно удобренной аплодисментами, стали всходить идеи: а сделать бы студию самодеятельности где-нибудь в уютном подвальчике Новгорода? А не стесняться бы своего дилетантства, доработать творения и...

Но далее, как говорят в театре, занавес.
____________
*Сатья — в йоге следование истине в мышлении, речи и действиях

Владимир БОГДАНОВ (фото)