28 сентября Новгородский областной театр драмы открыл юбилейный 160-й сезон
Завзятые театралы, среди коих достаточно много как ярых поклонников, так и последовательных критиков всего, что происходит на сцене и за кулисами театра, ждали этого события с хорошо замаскированным нетерпением.
Почему видится так? Потому что внешне Новгород готовился к премьере, которая традиционно предваряет любой сезон, флегматично.
Привет от Шошаммокка
Даже заранее объявленный сюрприз, что сезон откроется авантюрной комедией «Брачные страсти», не вызвал среди городской публики эмоциональных комментариев. В том смысле, что некоторые считают, что начинать с комедии mauvais ton (франц. моветон — поступки, не принятые в хорошем обществе). Другие полагают, если труппа берется за комедию, значит, чует в себе творческую силу: только дилетант считает комедию легким жанром.
А может быть, с выбором было гораздо проще. Ведь Эдуардо Скарпетта, написавший «Голодранцев-аристократов» (это мы сменили название, адаптируя афишу к концепту постановки, что, впрочем, не редкость в театральной практике), родился ровно 160 лет назад (1853–1925). Так что юбилей 28 сентября автоматически стал двойным.
Сейчас итальянца произвели в классики и великие актеры, но еще совсем недавно он был всего лишь только отцом знаменитого Эдуардо ди Филиппо. Поэтому будем откровенны: мы и сегодня знаем о Скарпетта совсем немного. Он имел собственный театр, сам писал пьесы, ставил их и сам в них играл. Он создал образ остроумного простака Феличе Шошаммокка, который принес ему огромный успех у публики. А вам что-нибудь говорит имя этого персонажа?
Талант у Скарпетта не отнимешь — актерский, а вот драматургом он был по велению музы. Хотя написал около 100 пьес. В репертуаре же современных театров постоянно находятся две — «Дом сумасшедших» и «Голодранцы-аристократы».
Вряд ли эти подробности известны широкой публике. Тем не менее театральные кассы в последние перед итальянской премьерой дни работали напряженно. А зал в вечер премьеры был переполнен. Аншлаг!
Прибытие поезда
Но отмотайте на полгода назад: скандал, раздрай, собрания с выяснениями отношений на глазах у всего Новгорода! Страсти кипят — впору писать сценарий. Одна часть труппы просит: «Бросьте эту шумиху, дайте наконец нормально заниматься тем, чем мы заниматься должны — искусством!». Другая несёт в суд иск о восстановлении на работе. Театр на грани исчезновения! Титаник тонет! Атлантида гибнет!!! Поезд ушел…
Нам как любителям искусства в ответ на эти известия всё чаще хочется залить уши воском, по примеру доброго Волшебника из «Золушки», сесть в скрипучее кресло и разобраться без бытовой шелухи, что же транслирует нам старый добрый театр драмы?
О героях отдельный разговор. Вернее, об актёрах, дающих жизнь этим героям. Представлять себя на их месте хочется тем меньше, чем дальше развивается «несуществующий» театральный конфликт. Выходить на сцену, а потом читать о себе сколь уничижительные, столь и анонимные отзывы в Сети — непростая задача.
Свою работу в театре актёры называют службой. С гордостью и предельным уважением к этому слову. Но такой ли музе им хотелось служить. Тоже вопрос.
Впрочем, довольно пафоса... Со сцены снова вернёмся за линию рампы — здесь, защищённым от света прожекторов, нам куда спокойнее и привычнее. Тем более что пристрастно изучив дискуссионные площадки, стихийно развернувшиеся в Интернете, а также официальные релизы, сообщающие об открытии нового сезона, а кроме того и главным образом выражение лиц зрителей, сидящих в театре, мы должны признать: есть люди, которым новгородский театральный продукт по вкусу. И их немало. Значит ли это, что они не смогут оценить что-то более глубокое и изящное, чем комедия? Конечно, нет.
Тогда чего же, собственно, хочется нам? Отвечаем:
«Перемен!» — требуют наши сердца.
«Перемен!» — требуют наши глаза.
В нашем смехе, и в наших слезах,
И в пульсации вен:
«Перемен! Мы ждём перемен!».
И желательно более кардинальных, чем открытие нового сезона новой старой комедией. Хотя! На юбилее — хорошо или ничего. И вместо «Манифеста» Виктора Цоя мы напеваем под нос припев из «Мэри Поппинс»:
Вы само совершенство,
Вы само совершенство
От улыбки до жестов
Выше всяких похвал!
Но — тихо, т-сс! В зале гаснет свет. Начинается священнодействие…
Смеясь, расстаёмся с прошлым
Что ж, многих волновал вопрос: чем удивит режиссер? Хотелось приятного. Он предложил похохотать. Вообще-то, проблемы, возникшие во взаимоотношениях ряда актёров с руководством театра в прошлом сезоне, определенным образом оттеняли такое приглашение. Поэтому, даже не увидев нового спектакля Сергея Гришанина, народ активно его обсуждал.
А некоторые умники живо нарисовали параллель с ситуацией вокруг отечественных кинолент, которые в последние годы номинируются на «Оскар»: «Утомленные солнцем-2» Никиты Михалкова и трёхмерный «Сталинград» Фёдора Бондарчука. Первой, как мы помним, прочили небывалый успех ещё до выхода, а она с треском провалилась в российском прокате. Вокруг фильма Фёдора Сергеевича шумиха не меньше. Его мало кто видел, но, говорят, успех будет невероятный. В общем, так и хочется вставить: не говори «гоп», пока не перепрыгнешь. То есть лучше все-таки один раз увидеть, чем услышать сто раз.
Можно ли назвать аншлаг на премьерном показе «Брачных страстей» успехом? Оглушительным, наверное, нет. Но открытие сезона, каким бы оно ни было, как правило, проходит ярко и массово. Да и любит наш зритель театр, ждёт новых эмоций. Хотя, конечно, придраться есть к чему. Постановка, пожалуй, затянута: выдержать два с лишним часа действа, хоть и фарсового — тяжело. От обилия танцевальных номеров слегка кружится голова. Зато актёры — на высоте. И молодежь приятно удивила...
Ах, водевиль, водевиль!
Интригу пьесы составляет отчетливо водевильная история с переодеванием и трюками. Чтобы добиться руки своей возлюбленной, аристократ нанимает бедную семью сыграть роль своей родни. В обмен на сытный обед темпераментная семейка неловко, но азартно берется за дело. А далее — разоблачения, забавные сцены, любовные свидания, всеобщая путаница, нелепые превращения. В финале, по закону жанра, всеобщее примирение и счастливое воссоединение влюблённых.
Открывать сезон классикой стало доброй традицией для театра, и в этом году нарушать ее не стали. Тем более что пьеса собрала на сцене практически всю труппу. Даже шестерым молодым артистам, которые только что пришли в театр, нашлись роли.
Но это, так сказать, пролог. Каковы бы ни были планы, зритель судить будет по их исполнению. И даже неаполитанские десерты от ресторана японо-итальянской кухни являются всего лишь разновидностью театрального буфета, но ни в коем случае не действа. Однако, кажется нам, что зрители, заполнившие зал, не были разочарованы ни тем (десерт), ни другим (спектакль). На происходившее аудитория регулярно отзывалась смехом. И поверьте, это дорогого стоит, ибо драма может сопровождаться глубокомысленным молчанием, что будет расценено как успех. На представлении комедии — это провал.
Кстати, после спектакля артисты и руководство театра в фойе провели первую «Премьерную встречу», чтобы рассказать о работе над новым спектаклем, о жизни театра (которая, как известно, подкидывает испытания) и планах на предстоящий сезон.
— Мы работали до умопомрачения, — призналась народная артистка России Лилия СЕРГЕЕВА. — В спектакле я играю этакую разбитную глуповатую бабёнку. В паре с моим любимым партнёром по сцене Геннадием Алексеевым у нас получился, на мой взгляд, неплохой союз. Конечно, хотелось бы играть и другие роли. Но все мы были в подвешенном состоянии из-за предстоящего ремонта театра. Мы из-за этого толком не знали, на какой сцене будем играть, что будет в репертуарном портфеле. Да и скандал, о котором так много говорили, уже порядком надоел. В творческом коллективе всегда неспокойно. И не стоит сор выносить из избы. Надеюсь, это осталось в прошлом сезоне.
Вместо эпилога
Кроме того, поклонники творчества новгородских актеров узнали, что в октябре коллектив приступит к репетициям камерного спектакля по одному из произведений Достоевского (ходит слух, по «Идиоту»). Возможно, уже в ноябре театр примет участие в XVII Международном фестивале Достоевского, который откроется в Великом Новгороде, а пройдет — по традиции — в Старой Руссе. Параллельно начнется работа над спектаклем по русской классике. А в новогодние праздники юным новгородцам театр покажет новую сказку. Так что те, кто говорит о жанровом однообразии в репертуаре («Опять, понимаешь, комедия!»), все-таки обязаны молчать.
Геннадий РЯВКИН,
Мария КЛАПАТНЮК,
Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА
Владимир МАЛЫГИН (фото)