Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

На Большой Московской

Сергей Пухачёв: «Всё, что есть вокруг нас, — это произведения искусства»

Об искусстве расширения пространства в направлении к сердцу публики

В Великом Новгороде на Большой Московской, почти у самой заставы, невозможно не заметить этого железного мужичка.

Невысоконького росточка, почти карлик, с лицом, не обезображенным интеллектом, да еще и в телогрейке возвышается он над тротуаром на здоровенных стальных ходулях. Причем одна из палок заточена под карандаш. Ее-то он и пытается оттолкнуть, но одновременно продолжает за нее цепляться: оказаться на земле, видимо, — не то, на что он рассчитывает.

Символическое значение этой конструкции: без культуры, без искусства человеку не устоять, не состояться в этом мире. Кстати, прямо под ней — вход в Центр современного искусства (ЦСИ)...

Впрочем, внимание привлекает не только мужчина с карандашом. Если идти к Центру искусства с другой стороны, соответственно от заставы, взгляд неминуемо упрется в руку, что точно вылезла из-под карниза и застыла в останавливающем жесте. Справа от нее, если стоять к зданию лицом, из стены торчит гигантский гвоздь. «Мы на него собираемся повесить цепь с шаром-молотом, что используется для сноса зданий, чтоб он висел строго перед окном, за которым поставим включенный телевизор», — делится задумками идейный вдохновитель и директор центра Сергей ПУХАЧЕВ. И здесь ясно все без объяснений: удар по оболванивающей массовой культуре.

Скажи, зачем и почему?
При спуске в малый зал ЦСИ поражают перила: они состоят из клюк, а венчаются пионерским горном. В зале, где сейчас проходит выставка «Эротизм в работах мастеров ХХ века», на почетном месте стоит ворона, собранная из обычных ключей! Что тут же отсылает зрителя к фильму Вонга Кар-Вая «Мои черничные ночи». Дверные ручки в виде топора и пера: мол, что написано пером, того не вырубишь топором. И таких находок — уйма. К слову, все эти арт-вещи изготовлены новгородским художником по металлу Михаилом Ющенко.

Да, сегодня произведением искусства может стать все что угодно, если оно помещено в нужный контекст. Например, представлено как экспонат выставки или музея. «Вообще, у меня есть такой тезис, что все, что мы имеем вокруг себя, — произведения искусства. Мы не назовем с вами ни одного предмета, который не может быть художественно преображен. Это дизайн, это полиграфия, это искусство посуды и так далее», — комментирует Сергей Борисович.

Вполне логичный вопрос: для чего все это? Для эпатажа? И для этого тоже, однако суть все-таки в другом. Это, как говорит Сергей Пухачев, «создание художественного пространства, отличного от повседневности. Когда ребенок приходит в театр, он должен попасть в театр. Нельзя смотреть в конюшне. Если дети приходят в театр, то они должны попадать в сказочную театральную обстановку. То же пытаемся сделать и мы».

И это лишь одна из задач среди таких, как презентации художников, организация событий, выявления талантов. «Но главная наша цель, — подчеркивает директор центра, — это, конечно, новгородская публика.

Преодоление ее инертности и равнодушия к современному искусству… Хотя — на Церетели был ажиотаж. На Шагале… Но это единичные случаи. В целом же картина удручающая… Да, мы не имеем права образованием заниматься, но просвещением-то можем!».

Наши люди дорогу осилятПросвещенья русский дух
Действительно, средний уровень эстетического образования рядового зрителя крайне низок. Сергей Пухачев вспоминает о первой выставке «Портрет минус фотография»:

— Мы выставили фотографии и портреты, чтобы показать разницу восприятия, художественного мышления. И устроили соревнование: публика должна определить лучший портрет. В итоге с огромным отрывом побеждает пара, где фотография и портрет неотличимы друг от друга. Тут разводишь руками и думаешь: да что же такое?! И как раз идет немецкая делегация во главе с мэром Билефельда. Он смотрит, тоже понять не может и говорит: «Почему ваши посетители голосуют за раскрашенную фотографию?». Он рассердился, помню, попросил большие красные точки — проголосовал за самый абстрактный портрет. Фотография, и очень интересное такое формальное решение. Он сказал: «Вот это, я понимаю, — искусство», — и точку свою прилепил.

Да, пробиться к душе зрителя, вызвать в нем интерес — задача не из простых. А ведь внимание и понимание публики — это необходимые условия развития художников. Как говорил Уолт Уитмен, великая поэзия может существовать только при наличии великих читателей. И это справедливо для любого вида искусства.

— Но нет пророка в своем отечестве, — возмущается Сергей Борисович. — А ведь в Новгороде есть талантливые художники. Вот сейчас усилиями Натальи Павловны Голевой (ведущий специалист по экспозиционно-выставочной деятельности. — А.М.) в Псков отправили двоих художников-сюрреалистов — Яну Емельянову и Валерия Дмитриева. Там они вызвали фурор. Про Валерия пишут: «Новгородский Дали». Да и Яна не отстает. А в родном городе они практически неизвестны. Такая ситуация...

Планы и перспективы
Однако, несмотря на все эти трудности и препоны, а точнее, даже вопреки им, работа кипит вовсю. За четыре года в ЦСИ проведено более 130 выставок! И будущее выглядит не менее жарким. Остановимся на наиболее значительных проектах.

В конце декабря откроется фотовыставка «Золотая черепаха». Это 200 фотографий дикой природы высокого качества и впечатляющего размера. Есть даже метровые фото! Но перед тем как с этими работами сможет познакомиться новгородский зритель, выставку по линии социального комитета увидят — совершенно бесплатно! — все те, кто лишен возможности посетить выставочные залы. А именно дома ветеранов и больницы Великого Новгорода и Новгородской области. Так, сейчас «Золотая черепаха» радует Дом ветеранов. Отметим, что это всероссийский проект, поделенный на несколько серий. Причем одну из серий, исходя из заявленных целей, Центру современного искусства отдали в вечное пользование.

В это же время начнет работать интерактивная выставка «Круг чтения», посвященная приключенческой литературе. Кстати, уже четвертая по счету — из музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Соль события в том, что зрители будто бы окажутся, допустим, на пиратском корабле «Острова сокровищ»: экспонаты будут расставлены по всему залу таким образом, чтобы создавалось ощущение альтернативного пространства.

Среди ярких событий выделим персональную фотовыставку Стива Шапиро и художественную Александра Шилова. На февраль намечен крайне любопытный проект «Космисты». Так называлась группа русских художников в конце первой четверти ХХ века, чье творчество в идейном плане сформировалось под влиянием восточных эзотерических учений. Будут представлены работы самого Чюрлёниса (к сожалению, только копии).

В сентябре следующего года должна пройти тематическая художественная выставка новгородских художников, посвященная Ветхому Завету. «Сначала мы задумали осуществить проект «Мир без Христа», — вспоминает Сергей Борисович, — не в ницшеанском русле, а в каноническом, христианском: мир с пятницы, когда Христос умер, и по воскресенье, когда он воскрес. К сожалению, эта тема оказалась не по зубам, к тому же вызвала протест со стороны представителей Церкви. Теперь мне очень интересно, как художник новгородский выскажется на тему, скажем, сотворения мира.

И два слова о фестивалях. Как высказывается на этот счет Сергей Борисович, «фестивали сегодня — это такая динамичная, современная, очень мобильная форма, которая позволяет вспыхнуть эмоциям, вдохновению.

Гвоздь пухачевской программыВот в Петрозаводске недавно познакомились с ребятами — они устроили фестиваль лэнд-арта (искусство ландшафта. — А.М.). Сейчас и мы со своей стороны решили затеять похожий фестиваль, но основное, что нас тут интересует, — это арт-скворечники, то есть какие-то объекты, которые могли бы остаться в пространстве города».

Кроме арт-скворечников в планах фотофестиваль на открытом воздухе, новогодний фестиваль снежных баб, разнообразные стрит-арт-фестивали, в том числе и граффити. Иными словами: все то, что привносит искусство в повседневность, преображает ее.

Вместо эпилога
Вот мы и вернулись к расширению художественного пространства. Превратить быт в произведение искусства — это, кажется, центральная идея, которую с завидным упорством воплощает в своей работе Сергей Пухачев. Обратить взгляд новгородца на современное искусство. Поскольку даже не катастрофически низкий уровень эстетического вкуса, но безразличие к искусству — вот самая серьезная проблема на сегодняшний день. Ведь если полностью отторгнуть от себя мир прекрасного, что останется от человека?

Без этой духовной составляющей бытия, материальной объективизацией которого и является искусство, человек рухнет вниз и разобьется. Ситуация аналогичная железному мужичку, пытающемуся оттолкнуть от себя карандаш. Не выйдет устоять на одной ходуле, не выйдет...

Алексей МОШКОВ
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)