Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Как это начиналось

Новгородскому государственному телевидению исполняется 20 лет

25 октября 1993 года новгородцы впервые увидели на телеэкранах логотип «Славия» и узнали, что теперь у них есть свое, новгородское телевидение.

Основателем и идейным вдохновителем областного телеканала был Виктор СМИРНОВ, которого теперь мы знаем как замечательного писателя-историка, подарившего современникам уже с десяток интереснейших книг по новгородской истории.

В канун юбилея регионального телевещания в столичное издательство «Вече» ушла рукопись его нового исследования — «Тайны древних манускриптов», посвященная знаменитым книгам новгородского средневековья: Новгородской Псалтыри, Остромирову Евангелию, Геннадиевской Библии, Домострою…

— Виктор Григорьевич, ваше новое произведение явно не рассчитано на любого читателя. А вот современное телевидение претендует на всеохватность.

— Думаю, нет. В последнее время оно развивается как раз по пути специализации. Каналов становится все больше, и каждый из них ищет свою аудиторию. Мы ведь живем в век информационной революции, Россия вот-вот полностью перейдет на цифровое вещание. А еще 20 лет назад, когда начиналось новгородское телевидение, у нас не было ни компьютеров, ни Интернета.

— Это была смелая идея — строить телецентр в провинции, когда на глазах исчезала прежняя страна и перспективы были неочевидны.

— Это было веление времени. Не я, так кто-то другой сделал бы эту работу. А началось все гораздо раньше — в 1983 году, после того как я получил назначение на должность председателя областного комитета по телевидению и радиовещанию. Мне приходилось уже в различных интервью вспоминать тогдашнего первого секретаря обкома Николая Афанасьевича Антонова, который в шутку называл меня «радио без телевидения». И Николай Афанасьевич, можно сказать, дал первую отмашку, его огорчало, что во многих областных центрах телевидение тогда уже существовало, а у нас его не было.

Как говорится, нет худа без добра — мы создавали вещание на новой по тем временам технической основе. Я ездил по другим городам, изучал опыт коллег, даже удалось побывать в США, посмотреть, как делают телевидение американцы. В итоге же мы пришли к собственной новгородской модели.

— Сначала нужно было построить медиакомплекс, ведь комитет помещался в небольшом здании на Суворовской, где едва хватало места для областного радио.

— Это было самое сложное: страна распадалась, Гостелерадио доживало последние дни, рвались все прежние связи, прекратилось централизованное финансирование. А возможности области были весьма скромные. Поначалу речь не шла о строительстве. Нам на выбор предложили несколько готовых зданий, в том числе филармонию, ДК им. Васильева и даже… Дворянское собрание. Но мы понимали, что телевидение — это сложное производство, требующее специализированных помещений. Да и рука не поднималась на исторические памятники, пришлось бы их приспосабливать. В конечном счете такой вариант затруднял бы развитие компании. И было принято решение — строить новое здание.

Под него рассматривалось несколько площадок. Наконец нашли пустырь на проспекте Ленина, где в мутных ямах с водой плавали утки. Сомнения? Конечно, были, но недолго, да и обстоятельства в итоге складывались в пользу медиахолдинга. Главное, мне повезло с единомышленниками. Так, директор СУ-5 Петр Павлович Варава ввязался в эту авантюру, хотя знал, что финансирование скудное. К тому же было довольно сильное противодействие.

— С чьей стороны?

— Среди некоторых высокопоставленных чиновников были те, кто считал, что есть и более важные объекты для области, а телевидение не нужно. В общем, было непросто попасть в строительный план, получить так называемые лимиты подрядных работ. Тем не менее строительство комплекса началось.

Для этого требовался оригинальный проект, который разработал новгородский архитектор Валерий Николаевич Мельников. Он до этого никогда не проектировал ничего подобного, так что мудрили над проектом вместе. Задача перед Мельниковым стояла нетривиальная — создать архитектурный комплекс, под крышей которого объединились бы несколько радиостанций, телеканал, рекламное агентство, газета, типография. Такой вот «медийный монстр» по провинциальным меркам. Благодаря многим небезразличным людям эту идею удалось реализовать. Хочу вспомнить добрым словом связистов, директора новгородского радиотелевизионного передающего центра Николая Евгеньевича Никулина, который нам здорово помог...

Когда мы запустили первую очередь, то параллельно строили вторую — так называемую «свечу». И 26 октября 1993 года состоялось замечательное событие — впервые вышли новости с ведущей Ириной Власовой.

Накануне, 25 октября, в передаче, которую подготовили Сергей Даревский и Вера Летягина, рассказывалось о будущих программах новгородского телевидения.

— Как решили проблему с кадрами, ведь телевизионщиков в городе не было?

— Опять же не было бы счастья, да несчастье помогло. После развала Советского Союза в республиках закрывались телекомпании, русских выдавливали из сохранившихся компаний, и мы получили возможность выбирать лучших. Многие приехали из Казахстана — Сергей Даревский, Александр Бирюков, Игорь Черных... С космодрома Байконур прибыла целая команда. А в Новгороде в это время закрылся завод «Волна». Так мы заполучили великолепные технические кадры.

— Кастинг был?

— Скорее всего, жизнь отсеивала. Условия жизни были спартанские, зарплаты — смехотворные. Некоторые и спали на рабочем месте. И те, кто искал материальных благ, быстро понимал, что тут ловить нечего. А вот увлеченные телевидением оставались.

Алла Осипова, которая тогда работала на радио, поступила в Санкт-Петербургский институт кино и телевидения, тогдашний знаменитый ЛГИТМИК, и «завербовала» половину курса. Приехали молодые журналисты и режиссеры, энергичные и переполненные идеями. Быстро сформировалась команда и возникла хорошая атмосфера творчества. Очень помогали радийщики. Радио вообще сыграло большую роль в создании телевидения — это была моя главная опора. И многие радийщики параллельно освоили телевизионные специальности — Сергей Гормин, Светлана Стерлигова, Светлана Герасимова…

Но надо было думать о смене. И с первым ректором НовГУ Владимиром Васильевичем Сорокой мы договорились о подготовке журналистов в университете.

20 лет назад здесь был пустырь— Значит, это с вашей легкой руки появилось отделение журналистики?

— Я только высказал пожелание, а Владимир Васильевич быстро подхватил идею и реализовал ее. Тогда университет был в стадии формирования, так что все было возможно. На «Славию» приходили стажироваться студенты, многие потом оставались. И постепенно сложилась новгородская школа журналистики. Мы делали до 30 собственных оригинальных программ, успешно участвовали в различных федеральных конкурсах. «Славия» быстро получила репутацию кузницы профессиональных кадров. Очень многие из бывших «славийцев» сейчас работают на федеральных каналах.

— Самая брендовая программа тех лет — это «N-бюро». Новгородцы до сих пор ее помнят.

— Главным на «Славии» было информационное вещание. А когда сформировалась серьезная новостная команда, ребята одновременно с конвейером новостей стали делать собственные проекты. Сергей Даревский талантливо делал свою аналитическую передачу. Александр Бирюков создавал патриотические программы. Кстати, на мой взгляд, информационное направление и сегодня остается одной из самых сильных сторон новгородского телевидения.

— Теперь работают два государственных областных канала, возглавляемые вашими «питомцами» — Сергеем Даревским и Дмитрием Вертковым.

— Да, и Дмитрий Вертков начинал карьеру у нас, вел популярную тогда программу «На ночь глядя». А разделение компании «Славия» — это болезненная тема для меня. Причины были внешнего характера. С некоторых пор руководство ВГТРК стало рассматривать региональное телевидение как некий информационный придаток федерального. По сути, предполагалось преобразовать региональные государственные телекомпании в корреспондентские пункты. Но это противоречило нашей изначальной концепции — заполнять эфир собственным продуктом. Мы рассматривали телевидение как важную общественную трибуну для обсуждения животрепещущих вопросов региона. А нам было предложено в разы сократить и объемы вещания, и людей. Пришлось срочно проводить «спасательную операцию» ради сохранения собственного канала и профессиональных кадров. Так появилась вторая государственная телекомпания, независимая от Москвы.

И все же мне кажется, что с управленческой, экономической да и профессиональной точек зрения параллельное существование двух государственных компаний в одном регионе — это неправильно. Думаю, что когда-нибудь логика и здравый смысл возьмут верх, и вновь возродится единая телерадиокомпания. Первый шаг в этом направлении уже сделан, я имею в виду недавний указ Президента о создании региональных телеканалов.

Возможен и другой вариант, когда одна компания выступает в роли «студии продакшн», то есть производит телевизионный продукт, а другая размещает его на своем канале.

— Важный вопрос — это источник финансирования.

— Получая финансирование напрямую из бюджета, журналисты попадают в зависимость от чиновников. Это плохо не только для СМИ, но и для власти. Должна быть некая дистанция, возможность маневра. Это ведь как греться у костра: нельзя находиться слишком близко — обожжешься. А отодвинешься слишком далеко — замерзнешь. В свое время мы были частью федеральной структуры, но тесно сотрудничали с местными властями. И могли критиковать местных чиновников, что шло на пользу развитию региона. Время, конечно, было другое, сейчас все более централизованно. Телевидение, понятное дело, должно информировать обо всем, что делает и планирует сделать власть: это же касается людей напрямую. Но нужна и общественная полемика, конструктивная критика, возможность свободно высказывать разные точки зрения.

— Какой канал предпочитаете смотреть?

— У меня отношение к обеим компаниям как к своим детям. Так что нет предпочтений. Журналисты на этих каналах работают вполне профессиональные. Они не витают в эмпиреях, их волнуют судьбы людей, их проблемы. На начальном этапе наше телевидение, наверное, было более романтичное, более авторское. А сейчас — более профессиональное, более технологичное, и в этом смысле телевидение, безусловно, шагнуло вперед. Но и успокаиваться рано. У регионального телевещания, уверен, большие перспективы. Людей все больше волнует местная жизнь, именно то, что происходит в их регионе, городе, поселке здесь и сейчас.

И в заключение хочу поздравить всех новгородских телевизионщиков с праздником, пожелать им новых ярких программ, всегда находиться в поиске, чувствовать пульс времени, а главное — приносить реальную пользу нашей древней и замечательной новгородской земле.

Владимир МАЛЫГИН (фото)