Новгородский драмтеатр представил свою версию «Идиота»
5 ноября прошла премьера в театре драмы. Правда, на малой сцене. Зато с аншлагом. И это не может не радовать: всё-таки есть интерес к серьёзным вещам. И вот здесь хочется воскликнуть «наконец-то!».
Наконец-то трагедия, настоящая, с большой буквы — иначе инсценировку «Идиота» не определишь. Засилье комедийного, легкомысленного жанра в репертуаре театра, честно признаться, поднадоело. Думаешь, что драматический кадастр рассчитывается исключительно на недалекого зрителя, которому подавай лишь веселенькое. И вот вам — «Н.Ф.Б.»!
Сразу закрадывается страх возможного разочарования. Как бы злорадным ответом: хотел трагедию — получи! Единственный выход — идти и смотреть.
Начало интригует. Князя Мышкина в состоянии полнейшей прострации на кресле-каталке вывозит санитар. С другого конца сцены, позвякивая ложкой о стакан, выходит медсестра и начинает поить Мышкина с этой ложечки. Санитар удаляется, а медсестра принимается читать князю книгу, вводя нас в курс происходящего. Оказывается, Мышкин находится в Швейцарии, в психиатрической клинике после убийства Рогожиным Настасьи Филипповны. Закончив чтение, медсестра тоже покидает сцену. Тут всё и начинается.
Мышкин падает с кресла-каталки и, вроде бы, приходит в себя. Он ползает, пытается встать. Через какое-то время это ему удается. Он бессвязно стонет, что «он придет, он приходит, когда ему плохо». И действительно он — Рогожин — приходит. Причем это тот же самый санитар, что выкатил князя к рампе. Хотя по логике происходящего, это князь приходит в квартиру Рогожина в ночь после убийства.
Рогожин бормочет, что «эту ночь они проведут вместе», что «она — там», то есть в другой комнате, мертвая. Рогожин боится, что «пойдет дух», запах разложения, поскольку душно, но тут же успокаивает, непонятно, то ли себя самого, то ли Мышкина, что он накрыл ее хорошей клеенкой, американской, расставил откупоренные бутылки со ждановской жидкостью для устранения зловония.
События убыстряются, с помощью света и музыки меняется атмосфера, и на сцену выскакивает Настасья Филипповна, в день своего рождения, точнее, празднования этого дня. Щеки ее щедро намазаны белилами, рот так густо обведен помадой, что напоминает клоунскую маску, на голове — колпачок. В руках — хлопушка, которую она взрывает, и на зрителей падает дождь конфетти. Совершенно ясно, что это медсестра, поившая князя с ложечки. И приходит догадка: это работники клиники в сознании Мышкина трансформировались в Рогожина и Барашкову. А значит, всё происходит не в реальности, а в голове пациента! Дальнейшее подтверждает догадку.
Драматическая история взаимоотношений Мышкина, Рогожина и Настасьи Филипповны укладывается менее чем в час. Бешеный темп, подстегиваемый постоянными перескоками из одного времени в другое. Герои существуют на пределе нервного напряжения. Их нервная наэлектризованность аккумулирует в себе событийность: ситуации, которым можно посвятить отдельные спектакли, спрессовываются до монолога, крика, истерики. Правдоподобность вообще не берется в расчет. Да и зачем она, когда все три персонажа живут исключительно в мозгу князя?
Анна Кондрашина (Настасья Филипповна), Ян Цыбульский (Мышкин), Ярослав Янковский (Рогожин) справились с поставленной целью. Игра их была блистательной, то есть абсолютно адекватной тем образам, которые они должны были реализовать. Невозможно не отметить и мастерство художника-постановщика, художника по свету Дины Тарасенко: пространственные переходы убедительны, а обстановка — соответственна душевной болезни князя. А режиссерская работа Искандера Сакаева, по совместительству автора инсценировки и музыкального оформления — потрясающа. Ведь именно в его фантазии родилась целостная картина драматического воплощения — причем новаторского! — великого романа.
8–12 ноября в Новгороде и Старой Руссе пройдет XVII Международный театральный фестиваль камерных спектаклей по произведениям Достоевского. Закрывать фестиваль будет новгородская труппа с постановкой «Н.Ф.Б.» — движение в пространстве романа «Идиот». Сложно прогнозировать итоги фестиваля, но можно сказать с уверенностью: «Н.Ф.Б» — достойна отметки «пять» по пятибалльной шкале.
Однако, что странно и грустно, если та же комедия «Брачные страсти» прочно закрепилась в программе театра, то «Н.Ф.Б» будто бы ограничилась одной своей премьерой. Надеюсь, что это не так…
Алексей МОШКОВ
Фото пресс-службы театра