Четверг, 08 августа 2024

Редакция

Давид и Фолиант

совместное чтение — занятие не новое, но увлекательное

Как новгородцы боролись за правду с живыми книгами

В минувшие выходные на площадке библиотечного центра «Читай-город» впервые в Великом Новгороде был запущен проект «Живая библиотека», долгое время подогревавший интерес читающих горожан.

«Живая библиотека» работает примерно так же, как обычная: читатель может прийти, заполнить библиотечную карточку, выбрать книгу по интересам и читать ее в течение 30 минут. Нюанс в том, что у «книг» есть головы, они двигают руками-ногами. В общем, никакие это не книги, а самые настоящие люди, яркие представители групп, относительно которых в обществе существует большое количество мифов, которые часто испытывают предвзятое отношение к себе.

Люди на полках
На «полках» первой новгородской «Живой библиотеки» оказалось сразу 13 книг: женский психолог, участники театра «Жест», убеждённый трезвенник, байкер, психиатр, актёр, эмигрант, священник, футбольный фанат, человек, живущий с эписиндромом, защитник прав животных, танцовщица ночных клубов.

— В других городах проект идёт не один год и с успехом! Так что, составляя свой список книг, мы ориентировались на удачный опыт коллег, оценивали, какие книги наиболее популярны у аудитории, пытались найти именно их, — рассказала Елена ТУРКИНА, один из авторов проекта. — Правда, есть и свои особенности: в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге интересы куда радикальней. Мегаполисы могут позволить себе более широкую книжную палитру. Новгород, где все знают всех, — совсем другое дело. Поэтому меня удивило, что среди людей, к которым мы обратились с предложением  побыть открытой книгой, почти не было отказов.

То есть они готовы не один час копаться в себе, отвечать на интимные вопросы. Лично я очень зауважала новых партнеров.

Кстати, на краеугольный вопрос, зачем весь этот духовный нудизм, организаторы отвечали всерьёз и не задумываясь: борьба со стереотипами. Миссия сколь полезная, столь и невыполнимая.

Однако же в фойе «Читай-города» всех гостей белизной радовали большие листы ватмана и пишущие инструменты рядом. Пришёл — признавайся, с каким стереотипом.

Граждане, послушайте меня!
Наскоро оформив карточку читателя, останавливаюсь перед дверью со строгой табличкой «Трезвенник». Стереотипам, конечно, бой, но каков же он, убеждённый трезвенник? 

Молодой и задиристый, уже успевший наломать дров, но в последний миг сказавший «нет»? Или просто идейный? Может быть, скаут? Точно — скауты не пьют. Того, кто в реальности скрывался за дверью, увидеть никак не ожидала. Спрашивается — почему? Оттого что проект — молодёжный? Тоже — стереотип.

За столом по-хозяйски расположился Дмитрий Антипович. На вид — за 60. В строгом, добротном костюме, с хитринкой в глазах и явно чувствует себя хозяином положения. Отступать некуда, будем читать. 

— Здравствуйте,  что же вас сподвигло?

— Сейчас-сейчас, всё расскажу. В организме, который сидит перед вами, 25 лет не было алкоголя. Я 20 лет работаю в Новгороде и оказываю помощь нуждающимся — практикую добровольный отказ.

Мегаполисы могут позволить себе более широкую книжную палитру. Новгород, где все знают всех, — совсем другое дело

 — Вы за полный отказ всех или чуть-чуть можно?

— Я вам расскажу об этом более подробно, но потом. Я сам был вполне справный потребитель алкоголя.

— А что это значит «справный»?

— Об этом тоже  позже, а пока послушайте. Суть моей методики заключается в том...

Через пару минут нескладного диалога начинаешь понимать, что книга  не то что не поддаётся чтению, она живёт своей собственной жизнью. Того и гляди окажешься завербованным в ряды трезвенников. Один из читателей (а нас, любознательных, пятеро, потому что книг еще меньше) пытается спорить, но терпит поражение под давлением авторитета «фолианта».

Время, отведённое на чтение, едва переваливает за половину, но я переворачиваю страницу и двигаюсь дальше. Трезвенник — зануда? Похоже, я обзавелась свежим стереотипом.

Книги всякие нужны
«Книга-байкер» сидит в отделе детской литературы среди красочных обложечек, с которых весело смотрят Пеппи Длинныйчулок, Мумми-мамы и прочие любимцы ребятни. Эта книга тоже дружелюбно улыбается. Может быть, хочет убедить: байкеры — отличные ребята. А может, потому что мы знакомы. Не зря же организаторы поясняли: «Новгород на то и Новгород, здесь все друг друга знают».

— У предыдущих читателей стереотипов, в общем-то, и не было. Им просто интересно знать, как оно — в нашей среде, — рассказывает Дмитрий-книга, которого процесс, судя по всему, занимает. — Кроме того, для меня очевидна явная нехватка знаний. Значит, давайте разбираться: рокеры, байкеры и мотоциклисты. Это не одно и то же.

— Мы очень много на себя берём. Иногда слишком много. Сама по себе ответственность — это хорошо. Но брать на себя ответственность и за других — слишком, — это уже речь женского психолога Юлии, рассказывающей всю правду о своих буднях и праздниках. Говорит она спокойно, слушать её приятно. Настолько, что спорить и задавать вопросы совсем не хочется.

Хочется посочувствовать нелёгкой доле русской психологини. Нет, вообще женщины! Хочется оторваться от бренного мира, но мешает этому сильный мужской голос книги-актёра, в соседнем кабинете разглагольствующего о судьбах художников.

— Мы — не волшебники, которые могут решать все проблемы, мы — всего лишь люди. У которых есть  знания и которые могут помочь, — продолжает психолог, но истошный вопль актёра побеждает:

— В жизни я очень спокойный человек! Очень!!!

Как и ожидалось, у громкоговорящей книги гораздо больше, чем пять, намеченных правилами, читателей. Геннадий привык рулить вниманием целых залов, ему ли не покорить небольшое пространство от одного книжного стеллажа до другого. Вокруг него с добрый десяток читателей. Все с фотоаппаратами, улыбками, некоторые, правда, оробели. Вопросы звучат про самую любимую постановку, путь в профессию, права на отказ от не понравившейся роли и мандраже перед выходом на сцену.

Когда кто-то из читателей в очередной раз спрашивает про самый-самый спектакль, «книга» не выдерживает:

— Ну спросите у меня уже что-нибудь необычное.

— А вы когда-нибудь были в амфитеатре?

— Да я на родину на юг езжу нечасто, потому что зарплаты на это не хватит. А ты был?

— Я был, в Греции...

— А где именно?

— Не помню, что за город. Где-то под Афинами... Точно! Дельфы…

Наконец шумную книгу под белы рученьки уводят организаторы библиотеки. Пришло время пересменки, да и изданию пора выпить чайку, для поддержания боевого духа.

Мы где-то встречались
От книги к книге по коридорам библиотеки на протяжении шести часов большое количество читателей передвигались с на редкость довольными лицами. Чего-чего, а ощущения скуки или принуждённости не видно и в помине. Уставшие от чтения или ждущие своей очереди на книгу (а было и такое) гости с комфортом устраивались в одном из кабинетов библиотеки. Там читателей ждали короткометражные фильмы, чай и печенье — джентльменский набор интеллигента, значительную часть времени погружённого в Интернет и в себя, да вдруг выбравшегося «на люди» в компанию себе подобных. И в этом смысле переоценить заслуги организаторов «Живой библиотеки» трудно — вывести нас, нынешних, на прямой контакт, ох, непросто! А стереотипы? Да Бог с ними. Тем более что у каждого — свои.

Кстати, в листе обратной связи читатели признались, что среди будущих книг хотели бы видеть сектанта, вечного туриста, скинхеда, донора, журналиста, йога, участника войны, бизнесвумен, человека, вышедшего из комы, гадалку, ВИЧ-положительного, автостопщика, переводчика, дирижера, сантехника, коллекционера, дальнобойщика и много кого ещё.

После изучения списка вспоминаешь монолог сводницы Ахеджаковой из фильма «Москва слезам не верит»: «Речь идет о том, что люди разучились общаться. Сидят у своих телевизоров и даже не знают своих соседей.

Ведь из 12 человек двое жили в одном доме и даже в одном подъезде, а познакомились только у нас в клубе».

Обстоятельства, конечно, немного другие, но суть, согласитесь, та же.

Фото автора