Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Из зала в зал переходя

Переезд в новое здание внёс серьёзные коррективы в работу Дома музыки имени С.В. Рахманинова

За ситуацией, связанной с трудностями переезда новгородской детской музыкальной школы русского фольклора «Кудесы» в новое здание, новгородцы пристально следили несколько недель.

И сегодня, когда коллектив перебрался в историческое здание — бывший губернаторский дом на Б. Московской, 7, где размещался ранее Дом музыки имени С.В. Рахманинова, страсти не утихают.

Пока в помещениях идёт ремонт, фольклористы распущены на осенние каникулы, которые в этом году сильно затянулись. Но за этими бурными обсуждениями из вида как-то выпал Дом музыки, предоставивший «Кудесам» свои бывшие залы. Куда переехало это учреждение культуры, какие трудности оно испытывает и как планирует развиваться дальше? Об этом рассказала директор Дома музыки имени С.В. Рахманинова Татьяна ДЕГТЯРЁВА.

— Татьяна Николаевна, Дом музыки, освободив площади бывшего губернаторского дома, где у вас было несколько залов и кабинетов, переехал в «Диалог». Где именно вы там размещаетесь?

— Собрав вещи буквально за пару дней, мы действительно переехали в «Диалог». Нам предоставили два кабинета на третьем этаже в одном крыле и два помещения на первом этаже в другой части здания. Одно из помещений первого этажа — концертный зал. Там сейчас идёт косметический ремонт. Нам пришлось демонтировать сцену: она была очень маленькой, и на неё даже не помещался наш рояль. Кроме того, в зале проводятся работы по замене освещения. Но нам нужен камерный зал в классическом стиле: поэтому там зашивают потолок и делают новую проводку. О какой-то капитальной реконструкции речи не идёт: сумма, выделенная спонсорами на ремонт, составляет 100 тысяч рублей. Эти деньги нашла заместитель главы Великого Новгорода Елена Филиппова, тем самым оказав нам большую поддержку, за что огромное спасибо.

Мы планируем, что это будет своеобразный зал-трансформер. Там мы хотим поставить наш конференц-стол, чтобы помимо концертов можно было проводить лекции, круглые столы, какие-либо заседания. Возможно, в этом помещении мы частично разместим наши экспозиции: фотографии из личного архива С.В. Рахманинова.

Из зала в зал переходя— А что с идеей создания музея Сергея Рахманинова, проект которого был не так давно представлен общественности? Ведь он предназначался под помещения бывшего Дома губернатора?

— Да. Планировалось, что музей разместится на двух этажах здания и будет представлять собой современный интерактивный музыкальный музей. Для этого мы посетили не один музей музыки в Европе: например, музеи Шопена в Варшаве, Листа в Веймаре, наладили контакты с международными рахманиновскими фондами. Кроме того, на разработку проекта музея Сергея Рахманинова было выделено 170 тысяч из городского бюджета. Проект экспозиции неоднократно был представлен общественности, проходили его обсуждения. И надо сказать, он занял третье место на международном конкурсе дизайнерских проектов в Санкт-Петербурге в сентябре. В ближайшее время мы планировали начать работу с потенциальными инвесторами, фондами — так как это очень дорогостоящий проект. Но что будет дальше, теперь сказать не могу. Возможно, он будет реализован в другом варианте. Всё-таки это очень значимое для региона направление. Жаль, конечно, что все эти перипетии произошли аккурат в год 140-летия со дня рождения Сергея Васильевича.

— Переезд Дома музыки произошёл как раз накануне конкурса «Венок Шопена». Чемоданное настроение сказалось на мероприятии?

— Как мы и предполагали, трудности возникли с репетициями участников перед конкурсным выступлением. Если раньше ребята могли достаточное количество времени репетировать на базе детской музыкальной школы имени Рахманинова, которая примыкала к нашему зданию, и дети могли переходить из одного учреждения в другое, не выходя на улицу, то сейчас полноценной репетиции у них не получалось. Но конкурс состоялся и в таких походно-полевых условиях.

— В апреле в Новгороде должен состояться IX Международный конкурс юных пианистов и X Международный фестиваль имени С.В. Рахманинова. Планы пока не меняются?

— Если учесть, что финансирование этих мероприятий на следующий год будет урезано в два раза, то состоится либо конкурс, либо фестиваль. Спасти ситуацию может Министерство культуры, выделив средства.

Что касается конкурса юных пианистов имени Рахманинова, то со следующего года в нём смогут принимать участие и студенты колледжей искусств до 16 лет. Таким образом, на него смогут заявиться большее количество талантливых музыкантов. Это важно, ведь сегодня проводится очень много конкурсов пианистов: как у нас в стране, так и в мире. Огромная конкуренция. Конкурс юных пианистов имени С.В. Рахманинова проводится, например, во Франкфурте-на Майне германским Рахманиновским обществом. Мы там были и смогли познакомиться с кухней немецкого музыкального мероприятия. Надо сказать, организация оставляет желать лучшего — у нас всё проходит на более высоком уровне. Впрочем, это признаёт и немецкая сторона: конкурсом по сути занимаются всего несколько человек из президиума общества. Зато призовой фонд — на зависть. Есть за что бороться. И талантливых пианистов со всего мира это, несомненно, притягивает. Только в этом году на конкурс заявились юные дарования из 60 стран мира.

— А чем в материальном плане юных пианистов может привлечь конкурс, проводимый на малой родине Сергея Васильевича?

— Куда более скромным вознаграждением. В среднем лауреаты I степени нашего конкурса получают чуть менее тысячи долларов. Призовой фонд новгородского фестиваля состоит из благотворительных пожертвований спонсоров и денежного вклада семьи правнучки С.В. Рахманинова Натали Ванамейкер Хавьер. В этом году она вручила нам чек на семь тысяч евро. Так что база для поощрения лучших пианистов у нас уже есть. И это радует.