Четверг, 08 августа 2024

Редакция

Не тот калибр

70% зрителей не способны говорить и думать о кино

Случайное совпадение или намечающаяся тенденция, но в последнее время в Киноцентре теплится жизнь. В прокате одновременно две небезынтересные ленты: «Географ глобус пропил» и «Распутин» французского разлива.

Только что финишировал фестиваль исторических фильмов, стартовала неделя французского кино. Наконец, авторский киноклуб с Василием БУЛЫГИНЫМ… Получается, живём?

По мнению Булыгина, так и есть. Корреспонденту «НВ» киновед рассказал, чем хороша программа фестиваля «Вече», для кого сделан фильм «Груз 200» и когда режиссёры перестанут «распутничать».

— Василий Степанович, чаще всего спор о нашем кинорепертуаре заканчивается риторическим: о вкусах не спорят. А как они на ваш вкус?

— Прежде чем говорить о вкусе, замечу, что Киноцентр Новгорода обязан быть в тренде. Есть план и договорённость с поставщиками фильмов — это организуется как минимум за полгода. Таким образом, быть в курсе событий легко. Что же до разнообразия, то мне много чего не хватает. Как ни забавно звучит, но часто не хватает классных мультяшек: фестивальных, талантливых, оскароносных. Ведь награды даются недаром. Есть такая анимация, на которой, сколько бы раз ни смотрел, обязательно всплакну в одном и том же месте. Хотя вообще-то я циник, вот так вот слегонца меня расплакать невозможно. Скажем, полнометражная семейная мультяшка «В гости к Робинсонам» невероятно хороша, умна, смешна и фантасмагорична. А есть ещё польская, японская, российская анимация…

— Но ведь в афише есть мультик. Вот как раз сейчас «Индюки»...

— Но это продукт для детского сада или не шибко развитых подростков, которые в детсад не могут, а в школу не хотят. Им всё равно, что смотреть, лишь бы погоготать. Среди взрослых фильмов — те же спотыки. Зато «Тор-2. Царство тьмы» я посмотрел дважды.

— Зачем?

— Случайно. Первый раз в Интернете: принял вторую серию за первую, а потом пришёл в кино за продолжением. Хотя 3D не очень уважаю — слишком велики потери на цветопередаче, а я — гурман. Однако этот Голливуд меня заводит. Знаете чем? Тем, что сильные актёры типа Натали Портман или Стеллана Скарсгаарда делают серьёзную работу в такой откровенной белиберде. Им не стыдно, потому что кино красивое. «А умный арт-хаус, — говорит Скарсгаард, — я сыграю у Ларса фон Триера». Почему нет? В любом экшне, любом фэнтези голливудские актёры выкладываются по полной. Наши актёры тоже классные, а вот фильмы — отнюдь. Хотя Константин Хабенский своим талантом может спасти любой дерибас.

— Ваша оценка недавно прошедшего в Новгороде фестиваля «Вече»?

— С точки зрения репертуара вполне! Зрительской аудитории были представлены несколько направлений: документалистика, исторические реконструкции начала прошлого века, дружининские сериалы и киноклассика. Распутин в исполнении Депардьё тоже в тему.

— Ну взять хотя бы «Распутина». Мне кажется, премьера просто удачно вписалась в наш фестиваль да и демонстрировалась за деньги.

— Конечно, за деньги! Это Сокурова можно попросить подарить нам премьеру фильма за интерес по дружбе. А для большинства кинодеятелей самое теплое: «Дай денег!». Но вообще-то сегодня критика репертуара мне лично кажется высокомерным дилетантством. В киноклубе я показываю весьма интеллигентной публике чёрно-белое немое кино даже без титров. Тем не менее полный зал ждёт следующего сеанса с благодарностью. Стало быть, есть стойкий интерес. Правда, одной дамочке почему-то непременно хотелось увидеть документальные кадры 1613 года.

Не тот калибр— Шутила?

— Да нет, осталась недовольна инсценировкой. Разумеется, зритель бывает разный. Но как раз такого-то и надо приглашать обязательно. «Вече» показал кино практически для всех. Нынешний «Распутин» Квирикадзе — для такого зрителя, который в своё время не дал себе труда увидеть гениальный образ, созданный Алексеем Петренко в «Агонии» Элема Климова. Тот Распутин представлен так, что лучше не будет. Поскольку более близкий к прототипу экранный персонаж окажется настолько страшным, что его нельзя показывать в кино широкой публике — такова суть самой исторической личности.

— Тем не менее впереди у нас ещё много Распутиных. Скоро ведь появится сериал с Машковым, взволновавшим новгородцев этим летом.

— Распутин — вечная российская болячка. Неизлечимая. Кто мог её вылечить? Элита. А где она? Полностью искоренена в стране за сотню лет. Либо спрятана за границу, либо расстреляна серой массой. Остались доли процента от числа зрителей, которые могут думать и говорить о кино адекватно, а 70 процентов этого просто не умеют.

— В таком случае верите ли вы, что конкретный киноцентр или конкретный киновед могут просветить нашу аудиторию?

— Воспитать — нет, а предоставить нужную информацию — да. Мы не насильственная организация. Платишь деньги и смотришь то, что хочешь. Выбор за тобой. Молодёжью сейчас движет кнопка престижа: знание всегда престижно. Поэтому прежде всего исчерпывающая информация. А уж потом можно поговорить и о проблематике фильма, и о творческом кредо режиссёра. Но сперва надо гуманным способом заманить зрителя в кинозальчик…

— В литературе сейчас то же самое. Минимум навигаторов, масса информации. Поэтому мне кажется, что на вас как на организаторе киноклуба лежит определённая ответственность...

— А у меня есть два личных списка: 150 фильмов, которые нужно посмотреть, и 100 современных книжек, которые необходимо прочесть. Конечно, если претендуешь на тёплое местечко среди истинных интеллигентов. В нашей российской школе это не преподают.

— Не уверена, что список подействует правильно, если поход в кино люди воспринимают как полтора часа с попкорном. Ну, может быть, кто-то саундтрек потом себе на мобильник вызовом поставит.

— Всё верно. Поэтому в киноклуб со жрачкой и напитками не пускаю, а мобилы грубо вырубаю. Чтобы мысли тикали. Как-то один студент рассказал мне типа анекдот о фильме про девчонку и оборотня-милиционера, а я вдруг понял, это он смотрел «Груз 200» Лёши Балабанова. Увы, у большей части населения нет рецепторов, воспринимающих ужас всего происходящего. Есть только органы — глаза, которые хоть и смотрят, но не всё различают…

— А как тогда расценивать роль, силу влияния, важность киноискусства, если оно предназначается абсолютно разным по восприятию людям?

— Точно могу сказать: любое кино — это не только знакомство с чужим менталитетом и объёмное видение мира, это ещё и катализатор собственного сознательного отношения к реальности. Ведь киноэкран — не способ, не принцип, а всего лишь повод…

Фото с сайта nakanune.ru