Почему «Сталинград» бьёт рекорды в российском прокате
Это было похоже на обычную голливудскую премьеру: красный ковер, старлетки в сверкающих платьях, режиссеры в дорогих костюмах, военные в парадной форме с рядами медалей на груди.
Все они пришли на премьерный показ «Сталинграда» — первого российского фильма в формате Imax 3D и самого успешного местного кино с тех пор, как распался Советский Союз, пишет New York Times.
История любви на апокалиптическом фоне Сталинградской битвы, унесшей жизни миллиона человек, считается самым амбициозным российским кинопроектом. Практически весь бюджет фильма — около 30 миллионов долларов — состоял из грантов и инвестиций, предоставленных государством и связанными с государством компаниями. «Сталинград» активно рекламировался: фотографии со съемок были выставлены в одной из лучших фотогалерей страны, а кинотеатры раздавали бесплатные билеты ветеранам Второй мировой. Еще до того, как в октябре фильм вышел на экраны, российский оскаровский комитет выдвинул его на Премию академии 2014 года для лучшего фильма на иностранном языке.
Выйдя на экраны в начале октября, «Сталинград» собрал в России 50 миллионов долларов, побив рекорд картины «Ирония судьбы. Продолжение» — снятого в 2007 году сиквела знаменитой советской комедии, которую россияне смотрят на праздники примерно так же, как американцы смотрят «Эту прекрасную жизнь» (It’s a Wonderful Life). С точки зрения продюсеров, режиссеров и чиновников, давно жалующихся на низкое техническое качество продукции российской киноиндустрии и вялое отношение к ней публики, «Сталинград» выглядит наиболее успешной на настоящий момент попыткой создать «социально значимый блокбастер».
Это выражение, используемое Владимиром Мединским — министром культуры России и историком-любителем в вопросах Второй мировой войны, — означает коктейль из патриотизма и больших бюджетов, который, как надеются российские чиновники и киноиндустрия, должен отвлечь зрителя от дублированных голливудских фильмов, преобладающих в кинотеатрах страны.
Режиссер Федор Бондарчук и его покровители из правительства говорят, что задачей фильма было рассмотреть эпизод Великой Отечественной войны (как здесь называют Вторую мировую) в традициях таких голливудских фильмов, как «Спасти рядового Райана» (Saving Private Ryan), которые вдохнули новую жизнь в историю американского «величайшего поколения».
— Почему появляются такие фильмы? — спрашивает Леонид Лебедев, нефтегазовый магнат, также возглавляющий московскую кинокомпанию Code Red Productions, которая не участвовала в съемке «Сталинграда». — Это сочетание увлекательности и общественной значимости для России — мощный аргумент для получения максимальной государственной поддержки. И определенного успеха уже удалось достигнуть.
По словам г-на Бондарчука, огромные съемочные расходы, связанные, в частности, с требованием режиссера снимать в 3D, были необходимы, так как нужно было попытаться создать «сказ» — нечто среднее между сказкой и мифом — о Сталинграде. «Если бы этот фильм был снят в Европе, вы могли бы его называть сагой о Сталинграде, — заявил г-н Бондарчук в «Мультимедиа Арт Музее». — Мы на съемочной площадке называли его античной трагедией».
Фонд кино — российская государственная структура, которой г-н Мединский поручил направлять десятки миллионов долларов на производство «больших, кассовых фильмов» — дал создателям «Сталинграда» больше 13 миллионов долларов, заявил представитель снимавшей фильм компании.
С тех пор как в 2010 году Фонду кино велели выделять из его годового бюджета в 100 миллионов долларов более значительные суммы на фильмы, способные принести прибыль, поддержку от него успели получить четыре наиболее кассовых в стране фильма. Зачастую такие фильмы бывают посвящены популярным историческим фигурам — как, например, «Легенда № 17», биографический панегирик советской хоккейной звезде Валерию Харламову. Его специальный показ в Сочи для членов российской хоккейной сборной посетил в этом году президент Путин. Фонд кино финансирует фильмы разных жанров, однако все они представляют в позитивном свете те или иные аспекты российской истории.
При этом «Сталинград» неожиданно оказался популярным не только в России. За рубежом у него тоже обнаружился потенциал. По данным информационного агентства «Синьхуа», фильм лидирует в китайском прокате, собрав по итогам первых выходных 8,65 миллиона долларов. Это лучший в китайской истории старт для иностранного фильма, созданного вне Голливуда.