В Великом Новгороде состоится премьера спектакля по знаменитой пьесе Александра Володина
«Подробности ленинградского быта конца 50-х воссозданы здесь с особой любовью — массивные круглые столы, безразмерные скатерти, выцветшие абажуры с бахромой, уютные шерстяные носки, вязаные шапочки с помпонами и игривые беретики, не выключающееся радио у дверного косяка... /.../ Пронзительный и тонкий спектакль «Современника» возвращает нам, казалось бы, безнадежно утраченное чувство сострадания, сопереживания — то, ради чего и создавался когда-то сам театр».
Так в мае 2006 года писали «Театральные Новые Известия» о спектакле «Пять вечеров» по пьесе Александра Володина, поставленного тогда в «Современнике» Александром Огарёвым. К тому моменту театральная жизнь постановки приближалась уже к полувековому юбилею: впервые она появилась на сцене в 1959 году.
А началось всё с небольшого сборника рассказов Володина в 1954 году. Один из них — «Пятнадцать лет жизни» — предвосхитил появление пьесы «Пять вечеров». В рассказе к больному герою по фамилии Ильин приходила его давняя и забытая любовь. Они произносили всего несколько фраз, старательно обходя главное, и в конце концов Ильин притворялся спящим. Но после ухода женщины он, вспомнив прошлое, осознал, что жизнь растрачена впустую.
Ильин в рассказе, как и в будущей пьесе, принадлежал к тому же поколению, что и автор: учился до войны в Технологическом институте и по призванию был химиком. На этом, однако, сходство заканчивалось: в пьесе Володин наделил своего героя иным характером и иной, хотя и недостаточно ясной судьбой.
Вообще Володина-прозаика критики хвалили за то, что он «с увлечением пишет о повседневных, будничных делах людей самых скромных, рядовых специальностей». Но то, что было хорошо для рассказов, оказалось плохо для драматургии. Первая пьеса Володина, написанная в 1955 году, — «Фабричная девчонка», годом позже поставленная в Ставропольском театре, а затем и в 1957 году в Центральном театре Советской Армии в Москве, подверглась жестокой критике на страницах «Театральной жизни». В этой пьесе, как и в последующих, Володин, по словам Анатолия Смелянского, привёл на сцену новых героев — ничем не примечательных людей, которых в советское искусство «дальше передней тридцать лет не пускали».
Но пьеса нашла и немало сторонников, и на начинающего драматурга обратили внимание Георгий Товстоногов и Олег Ефремов. Новую свою пьесу, «Пять вечеров», написанную в 1958 году, Володин был приглашён читать труппе Большого драматического театра. «Через каждые пять минут, — вспоминала Зинаида Шарко, одна из ведущих актрис БДТ, — он останавливался и говорил: «Извините, там очень бездарно написано. Я вот это исправлю и это исправлю… Ой как это плохо! Я… я даю слово, что я это исправлю!». Вот так он прочел всю пьесу, извиняясь за то, что так плохо написано».
Но пьесу поставили. И это стало настоящим событием театральной жизни. В 1959 году он вызвал такую же острую полемику, как и «Фабричная девчонка». При этом критики не разделяли театр и драматурга, обоих обвиняя в «мелкотемье» и «узком бытописательстве».
Тем не менее «Пять вечеров», которым противники предрекали короткую жизнь и бесславную смерть, оказались самой репертуарной пьесой Володина. Режиссёры вновь и вновь обращаются к ней и в XXI веке.
Появится известная пьеса и на сцене театра драмы им. Ф.М. Достоевского в Великом Новгороде — в постановке Евгения Зимина. Премьера назначена на 29 ноября. Одно можно сказать точно уже сейчас: в драмтеатре ждут от постановки аншлага.
Фото из архива «НВ»