В Новгородской филармонии пройдёт вечер музыки Микаэла Таривердиева «Мгновения»
Возможно, не каждый знает, как выглядит Микаэл Таривердиев, но музыку этого человека знают все, ибо невозможно найти таких, кто ни разу не смотрел «Иронию судьбы», «Семнадцать мгновений весны», «Ошибку резидента» и другие фильмы, музыку к которым написал этот композитор.
Из воспоминаний композитора: «Мне всегда в кино было чрезвычайно интересно. Я любил эту атмосферу, в кино я мог ставить разнообразные творческие эксперименты. Вообще, я убежден, что если бы Моцарт жил сегодня, то он непременно писал бы музыку к кино…».
Микаэл, армянин по происхождению, родился 15 августа 1931 года в Тбилиси. Когда ему исполнилось шесть лет, родители отдали его в музыкальную школу при Тбилисской консерватории. К восьми годам он уже был автором нескольких фортепианных пьес, а к десяти — целой симфонии.
Любопытно, что в своих мемуарах Таривердиев вспоминал, что во времена его детства в Тбилиси самым сложным для него была не учеба в школе, а решение совершенно иной проблемы: он должен был выбрать, в какой из двух известных в городе мальчишеских банд участвовать. К счастью, самым большим грехом этих банд было выяснение отношений между собой с помощью кулаков, а предводителями отрядов были Володька Бураковский, позже — академик и знаменитый кардиолог, и Женька Примаков, будущий премьер. Позже Таривердиев напишет гимн школы № 43, в которой учился.
За свои 65 лет он успел побывать в роли спортсмена, фотографа, за год до смерти попал в список секс-символов России, многие годы слыл плейбоем и светским человеком, вел телепрограммы и писал музыку к кино. Он — композитор необычной судьбы. А еще он очень любил свой диван. Известно, что Таривердиев любил подолгу сидеть в его правом углу, думать, курить трубку, иногда что-то выпивать и сочинять.
Для многих он так и остался автором музыки к кинофильмам. Широко известные работы в кинематографе заслонили огромный пласт творчества Таривердиева. Вокальные циклы, сочинения для органа, оперы, балеты, инструментальные концерты — все это оставалось в тени.
Через год после смерти, в 1997 году, вышла книга композитора «Я просто живу». Однако, пожалуй, именно в музыке мастер создал свой лучший автопортрет. Не случайно на вопросы о его личной жизни он часто отвечал: «А я и есть моя музыка!».
Фото из архива «НВ»