В Солецком районе скоро появится Музей колеса
Тема экспозиции будущего музея выбрана целенаправленно. В XVI—XVIII веках на территории современного Солецкого района стояла колёсная слобода.
А катание колеса, закреплённого осью на жерди, было популярной забавой местной ребятни вплоть до 1960-х годов. Это и взяли на вооружение сотрудники местного краеведческого музея. И не прогадали: их проект стал одним из победителей областного конкурса инновационных творческих проектов «Новгородика», получив грант в размере 100 тысяч рублей.
— В фондах нашего музея есть всего несколько образцов колёс. Поэтому средства гранта мы планируем потратить на приобретение деревянных колёс, сохранившихся до наших дней, которые сегодня нередко можно найти на чердаках многих деревенских домов. Пополним коллекцию инструментов для изготовления колёс, хотим также приобрести телегу, — говорит директор Солецкого краеведческого музея Светлана КУТОВАЯ.
Планируется, что экспозиция разместится в сельском Доме культуры деревни Дуброво, площади которого последние годы практически не используются. Помимо разного вида деревянных колёс, инструментов, макетов и образцов разных телег в экспозиции будут представлены предметы конской упряжи (хомуты, уздечки, подковы), модели артиллерийских орудий XVII—XVIII веков, образцы русского народного костюма. В целом пространство танцевального зала ДК будет стилизовано под постоялый двор XVIII века.
Примечательно, что Дом культуры, где к осени должен открыться Музей колеса, находится в 14 км от райцентра и всего в 35 м от федеральной трассы Новгород — Псков. Кстати, последний факт сыграл чуть ли не решающую роль в выборе места размещения музея: здесь часто курсируют туристские автобусы, следующие в соседнюю Псковскую область и страны Прибалтики. И, по задумке авторов проекта, остановка у Музея колеса войдёт во многие туристские маршруты.
— К сожалению, Солецкий район сегодня не может похвастаться большим туристическим потоком: ежегодно там бывают чуть больше тысячи российских туристов и несколько десятков иностранцев, — отмечает председатель комитета по туризму департамента культуры и туризма Евгений РОДИОНОВ. — Что составляет примерно полпроцента областного турпотока. Связано это, конечно, с отсутствием гостиниц и гостевых домов. Хотя в плане привлечения туристов здесь проводится большая работа. Например, знаменитый литературно-музыкальный фестиваль «Пою тебя, мой старый парк», на который приезжают гости из многих регионов страны. Думаю, открытие нового музея привлечёт в район новых туристов.
Всего в рамках конкурса инновационных творческих проектов «Новгородика» был поддержан 21 проект из 15 районов. Среди них, например, «Новгородский шаркунок», разработанный руководителем студии «Новгородская береста», народным мастером Владимиром Ярышем. Проект предлагает целую образовательно-воспитательную программу, в рамках которой запланировано проведение выставок, теоретических занятий, практических мастер-классов, а также выпуск методической литературы.
— Сегодня в Новгороде около ста мастеров выполняют те или иные работы из бересты, — говорит Владимир Ярыш. — Но, к сожалению, большая часть из них занята изготовлением сувенирной продукции с использованием современных технологий, которые ведут к вырождению ремесла, мало внимания уделяют изучению ремесла в исторической ретроспективе, игнорируют традиционные техники в изготовлении изделий, что постепенно может привести к вырождению древней традиции. На решение этого непростого вопроса и направлен проект «Новгородский шаркунок».
На возрождение ещё одного традиционного новгородского ремесла рассчитан и проект «Мастера волшебного узора», разработанный Крестецким районным краеведческим музеем. Авторы проекта планируют проводить выездные экспедиции на родину крестецкой строчки в деревни Старое Рахино, Пристань и Берёзка, где проживают мастерицы, ранее работавшие на фабрике «Крестецкая строчка». Как пояснили авторы проекта, во время экспедиций будет происходить видеозапись рассказов мастериц строчевого промысла об их трудовой биографии и выполнения ими элементов ручной строчки, а также выполненных ранее готовых строчевых изделий. Особое внимание будет уделяться тем элементам строчевой вышивки, которые были утеряны за последние пять-шесть десятков лет, а также выполнение строчки на мелкой сетке, которая является исторически традиционной.