Четверг, 08 августа 2024

Редакция

Пацак пацака не обманет

Его работы увидел Георгий Данелия и пригласил делать анимационную версию «Кин-дза-дза»

В новогодние каникулы Первый канал показал анимационный фильм Георгия Данелия «Ку! Кин-дза-дза».

Концепт-художник по фонам мультфильма Алексей АНДРЕЕВ — не просто наш земляк, в конце 90-х годов он был дизайнером «Новгородских ведомостей». Сейчас Алексей живёт и работает в Санкт-Петербурге.

— Алексей, расскажи, как ты пришел к этой киновершине, с чего начинался твой творческий путь?

— О, с этим мне повезло! Художественная школа в нашем Чудове была очень классным местом, островком настоящей культуры (впрочем, и сейчас им остается). Жил я рядом и рисовал, сколько себя помню, с раннего детства. Так что, как только узнал о такой возможности, я немедленно пошел записываться. Было мне тогда 13 лет… Художественное отделение для меня — это прежде всего Александр Вениаминович Подберезский, великолепный график и прекрасный педагог. Он не только учил нас рисовать, но и прививал чувство вкуса, научил отличать настоящее искусство от попсы.

— 13 лет — серьезный возраст. Наверное, выбор был осознанный? А ты уже хорошо рисовал к тому времени? И вообще, в каком возрасте еще не поздно начинать учиться рисовать?

— Выбор был вполне осознанный. Что касается умения рисовать, я могу точно и совершенно искренно сказать, что не считаю, что умею рисовать, и сейчас. Я везде, где могу, пишу о себе, что рисовать я учусь. Умение рисовать — это полная свобода в способах визуального самовыражения, которой я, увы, пока не обладаю. Мне нужно еще очень много работать над анатомией, пластикой, мимикой, совершенствовать живописные приемы. Я не думаю, что когда-то смогу закончить учебу. А начинать учиться рисовать можно в любом возрасте. Главное, как я понял, тут не умение, а желание. Тот, кто имеет достаточную мотивацию, кто не может не рисовать, имеет преимущество перед просто одаренным человеком.

— Не скромничай. Наверное, ты кое-что все-таки умеешь, если определенные достижения у тебя уже есть. Вот, например, в Новгородском университете ты преподавал…

— Я окончил НовГУ по кафедре художественной обработки материалов, и после окончания остался на кафедре преподавать основы композиции, рисунок и основы дизайна. Могу только сказать, что преподавание — отличный способ научиться предмету самому.

— Совершенно согласна. А что тебе принесла работа в качестве дизайнера в «Новгородских ведомостях»? Что вообще в газете дизайнер делает (думаю, это не всегда даже редактор понимает)?

— Принесла много чего хорошего. В «Ведомостях» я изучил Adobe Photoshop. Добавить тут нечего, важнее для дизайнера программы нет. В газете дизайнер вообще определяет внешний облик издания — то, как выглядят развороты, какими шрифтовыми гарнитурами набираются статьи, как располагаются полосы, что представляют собой колонтитулы, заголовки, лидер-абзацы, сотни других элементов оформления. И конечно, работа с фотоматериалами — ретушь, коллажи. Дел много.

— Ну, вы с фотошопом, помнится, пришли в газету практически одновременно — это был конец 90-х. А макеты полос тогда рисовали на бумажке — время такое было. Тебе ведь, наверное, многому удалось научиться у тех, кто делал тогда газету: у Альберта Николаевича Иванова, у Андрея Коткина?

— Я сейчас руковожу дизайн-студией в рекламном агентстве, и мы делаем параллельно несколько очень серьезных периодических изданий. Так что опыт, полученный в «Ведомостях» по организации производственного процесса, я применяю ежедневно. А с Андреем Коткиным мы и сейчас общаемся в соцсетях.

— Мне тут подумалось: раз ты в школьные годы хорошо рисовал и любил это делать, тебе ведь в школе стенгазеты приходилось рисовать? После нашего интервью в областной газете педагоги должны броситься обыскивать склады в поисках твоих работ. У образовательного учреждения есть шанс пропиариться, как минимум…

— В чудовской школе (классе в восьмом или девятом) меня как-то выбрали в комитет комсомола. Рисуешь, значит, будешь рисовать стенгазету, будешь председателем редколлегии. Ну, рисовать-то я рисую, но ни статьи писать, ни руководить не умел совершенно. В результате завалил всю работу (за весь год вышла всего одна газета), даже в горком комсомола вызывали.

— А почему из «Новгородских ведомостей» ты перешел работать в типографию…

— В тот момент в новгородской типографии вводили современный способ предпечатной подготовки, с использованием компьютерной техники, и я осваивал новую технологию. Конец прошлого века.

— Действительно, какая древняя история… Помню, работая в типографии, ты делал дизайн-макеты разным рекламодателям: майонез «Софийский», какие-то окуловские кабели... А потом, уже в Питере, нарисовал этикетку для известного пива.

— Ох, внучка, давно это было...

В один прекрасный день у меня в офисе раздался телефонный звонок: «Здравствуйте, я продюсер анимационного проекта Георгия Данелия «Кин-дза-дза», сейчас с вами будет говорить Георгий Николаевич». Мастер захотел, чтобы я стал художником-постановщиком фонов на проекте

— Ну, из песни слов не выкинешь... А почему ты из Новгорода уехал?

— Новгород — прекрасный город, наверное, навсегда останется самым моим любимым городом. Здесь мои друзья, коллеги, однокашники, учителя. Здесь невероятно уютно жить. Но, к сожалению, рано или поздно наступает момент, когда ты чувствуешь, что хочешь идти дальше, развиваться профессионально. Для нашего брата — дизайнера, цифрового художника — в Питере несравнимо больше возможностей.

— Ну да, ну да. А куда-нибудь за рубежи у тебя никогда не было желания уехать?

— Скажем так: мне интересно было бы не принадлежать одному государству, перемещаться по планете свободно, работать с людьми в разных странах, жить в разных местах. Но это пока что мечты...

— А как ты умудрился попасть в проект Данелия?

— Тут все вышло, как в кино. В один прекрасный день у меня в офисе раздался телефонный звонок: «Здравствуйте, я продюсер анимационного проекта Георгия Данелия «Кин-дза-дза», сейчас с вами будет говорить Георгий Николаевич». Оказалось, Данелия увидел мои работы на сайте. Мой сайт висит в Сети с 1997 года, я, наверное, один из первых художников в России, у которого появился сайт. И вот мастер захотел, чтобы я стал художником-постановщиком фонов на проекте. Для меня это было чудом еще и потому, что мое визуальное мировоззрение сложилось не в последнюю очередь благодаря тому самому фильму 1986 года с Леоновым и Яковлевым. И вдруг меня приглашают к созданию его анимационной версии!

У меня тогда практически не было опыта в концепт-арте, я вообще не понимал, как буду работать в индустрии, о которой представления не имел. К счастью, работать с Георгием Николаевичем оказалось очень комфортно, я очень многому научился на проекте. Конечно, сейчас, глядя на результат своей работы, я понимаю, что если бы была такая возможность, переделал бы большую часть. Наверное, это нормально.

— От тебя требовались светлые идеи или что-то рекомендовали? И каково работать в команде художников, когда у каждого свое видение, а целиком мультфильм должен смотреться органично?

— Для меня на проекте сложилась совершенно уникальная ситуация. Поскольку стиль и идеология моих картинок полностью соответствовали пониманию Георгия Николаевича, мне вообще не требовалось совершать над собой усилия: я просто рисовал то, что считал правильным, и это шло в работу. Или не шло — процентов девяносто моего арта осталось за кадром, Данелия выкидывал и переделывал целые эпизоды. Весь материал я выложил у себя в блоге после премьеры.

— А что дальше? Есть какие-то мысли о больших проектах?

— Есть, не только мысли, но и предложения.

— Это, конечно, секрет?

— Предпочитаю не рассказывать о проектах, пока они не дошли до осязаемой стадии. Боюсь сглазить.

— Тогда давай вернемся к твоей основной работе и постоянному творчеству. Ты рисуешь, и это напрямую связано с работой?

— Я рисую, но это не связано с работой. Слава Богу, моя работа в рекламе напрямую не связана с творчеством. А вот когда рисую, я не задумываюсь над коммерческой составляющей своего творчества, и это дает мне большую свободу самовыражения.

А вообще я стараюсь очень осторожно подходить к работе на заказ. В основном это концепт-арт. Заказчики, как правило, изначально видят, в каких направлениях и стилях я могу наиболее эффективно работать, а если не видят и предлагают что-то другое, то я отказываюсь сразу. Чего я никогда не делаю, так это не визуализирую чужие идеи. Физически не могу. Рука не поднимается. Безусловно, интереснее творчество в чистом виде. Это принципиально другое занятие.

Кадр из фильма «Ку! Кин-дза-дза»— «Кин-дза-дза» — фильм очень специфический. И твое творчество всегда было философским, так что я выбор художника Георгия Данелия весьма понимаю. Последняя работа, что выставлена у тебя в VK, мне напомнила Сальвадора Дали (и пусть мне попробуют возразить!). Ты себя к какому жанру относишь?

— Не задумываюсь о жанре — пусть этим занимаются искусствоведы. Мне самому кажется, что направлений столько, сколько людей в искусстве, которым по-настоящему есть что сказать. Под любую яркую личность направление создается само собой. А сознательно пытаться запихнуть себя в какой-то жанр — задача бессмысленная и даже вредная.

— Скоро у тебя выставка в Новгороде. Это будет как бы твое возвращение? Что ты нам привезешь?

— Я приготовил больше ста работ. В основном это принты цифровой живописи на холсте и бумаге, но есть и выполненные в технике тушь-перо, в карандаше. Это часть работ, нарисованных за последние 15 лет. К сожалению, выставочное пространство не может вместить все, что я хотел бы показать, поэтому остальное будет демонстрироваться в цифре на экране. Я благодарен Сергею Пухачёву за приглашение — давно хотел приехать в любимый город и повидать друзей.

— Кого ты приглашаешь на выставку в «Диалог»?

— Конечно, всех! Земляки, выставка откроется 31 января в 18.00 и продлится до 2 марта.

Ольга ИВАНОВА