Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

По Дону гуляет, да в Вене живёт

Другого такого коллектива, состоящего только из солистов, во всём мире не сыщешь

Крещенским вечером в областной филармонии впервые выступил Большой хор донских казаков

Какой русский не любит казачьих песен? В них и удаль, и душа. Всяка песня хороша. Не зря же говорят, что на Дону казаку и камень подпевает.

А что было делать казакам, с камнем на сердце покинув Россию-матушку, морем пристав на берег турецкий?

1920 год. Донцы в союзническом лагере Чилингир под Константинополем. Голод, холера, карантин — как в тюрьме. Генерал Абрамов, чтобы поднять дух, собирает лучших певцов всех полков для торжественного молебна на праздник Николая Чудотворца. Был среди них и уроженец Костромской губернии Сергей Жаров. Генеральскую идею спасения он превратит в профессиональный коллектив, который будет славить свое имя и Родину на протяжении без малого 60 лет!

Жаровцев любили Шаляпин и Рахманинов. Когда-то Сергей Васильевич, послушав свое сочинение «Тебе поём» в исполнении хора Синодального училища, ласково потрепал по голове мальчика, случайно оказавшегося рядом. Через десяток лет именно этот мальчик станет атаманом с дирижерской палочкой.

В 1980-е эстафету у Сергея Жарова примет Петр Худяков. Казак по рождению — он с берегов Дона. Эмигрант второй волны. Разносторонне одаренный человек: артист балета, дирижер, музыкант, певец (в конце 1970-х записал диск русских песен «Улица моя»). В первом составе воссозданного им коллектива еще оставались несколько казаков Жарова.

Вечерний звон
Концерт на новгородской сцене начался с духовных песнопений. Будь это не на Крещение, а в какой-нибудь обычный день, было бы так же. Такова традиция, унаследованная от Жарова. «Многая лета!», «Святый Боже...».

Духовность — не то же, что и душевность. Но есть вещи, в которых эти два понятия почти неразделимы. Таков «Вечерний звон», слывущий на Западе самой красивой русской песней. Не счесть выдающихся исполнителей, включавших ее в свой репертуар. Басы, баритоны, тенора. Это действительно всегда очень красиво. Когда перед нами великолепный исполнитель. Как Любомир Дяковский из хора венских донцов.

Негромкое, кажется, доносящееся будто издали соло. Но через какие-то секунды высокий голос заполняет зал. И что-то щемит, будоражит и зовет. На этот «бом», ударяемый почти тридцатью голосами остального хора.

«Браво!», «Браво!»... А будь мы казаки, могли бы просто крикнуть: «Любо!». Любомиру и его товарищам.

Кстати, Дяковский — болгарин. И дирижер Иван Шалиев, и певцы Тихомир Андронов, Эмиль Димитров... Хор под управлением Петра Худякова — славянский интернационал. В нем выступают певцы из России, Украины, Белоруссии, Чехии, Австрии, Германии. В основном все-таки — наши бывшие и нынешние соотечественники.

Но по-настоящему уникальным коллектив делает не география, а исполнительский уровень. Это едва ли не единственный в мире хор, состоящий из солистов, выступающих в оперных театрах. Как из стольких индивидуальностей создать монолитный музыкальный коллектив, дающий до двухсот концертов в год? Ответ знает только Петр Александрович.

Русский швейцарец Сергей Кондратьев —  первая балалайка ЕвропыАнтракт с тенором и басом
Желая совместить приятное с полезным, я, конечно, надеялся, что удастся задать ему хотя бы вопрос-другой. Но седовласый маэстро лишь покачал головой: «При всем желании не могу. Мы же сразу уедем. Все расписано...».

И вдруг после объявления антракта Худяков, наблюдавший выступление своих артистов из первых рядов, оборачивается назад, ища кого-то глазами. Потом подходит, берет меня за локоть: «Пойдем!». За сценой зовет «Славу и Гришу»: «За вами — интервью».

Слава оказывается екатеринбуржцем Вячеславом Прусских — пятым голосом. Как правило, мужские хоры поют на четыре голоса, и лишь немногие могут похвастать дополнительным колоритом, имея в составе бас-профундо, голос необычно густой и низкий. Еще октава вниз.

— Слушайте, сегодня такая подзарядка, — рокочет Слава. — У вас для нас. Супер!

— А на Западе как принимают?

— Поначалу, бывает, смотрят, как на диковинку, — это уже партия минского тенора Гриши — Григория Полищука. — Но ближе к концу концерта даже самые холодные оттаивают.

— Что их больше всего заводит? «Калинка»?

— Вы удивитесь, но там почему-то и «Смуглянку» хорошо знают, — продолжает Слава. — Много песен переведено на разные языки.

Поет «Ямщика» по-немецки.

— Ну нравится им это. Это нам не ах, как песня звучит на их языке. Все-таки передать то, что в ней есть, можно только по-русски.

— Как вы казаками-то стали?

— Легко! — отвечает Слава. — Не слышали, что ли, про уральских казаков?

— Про минских точно не слышал, — перевожу стрелки.

Гриша рассуждает о непростой судьбе классического исполнителя, вынужденного думать о заработках не только по месту работы в театре.

— Поющих много, но мир вокалистов тесен, — говорит он. — В общем, по знакомству меня порекомендовали в хор. Прослушали, подошел. Так что двенадцать лет уже как казак.

— Так-так, а что это мы поясок достаем? — обращается к нему Слава и поясняет мне. — У нас номер есть веселый: «Три тенора». Под Паваротти, Каррераса и Домингеса.

— Только не сегодня, — протестует Гриша. — На днях в Вене выступали. Там — плюс тринадцать, здесь столько же, но с минусом. Простыл немного.

На пороге появляется маэстро: сцена зовет. Бегу в зал. Не хватало еще с хором выйти, меня тут и казачий мундир не спас бы.

Дали жару
Нынешнее российское турне — только Великий Новгород и Санкт-Петербург — город, открывший России Большой казачий хор. Причем было это не так давно, в 2010-м. Удивительно, но факт: прежде у нас в стране этот высокопрофессиональный коллектив был почти неизвестен.

Новгородцы, не жалея ладош, долго не хотели отпускать явно полюбившихся им казаков-классиков. «Ай донцы, ай да молодцы» — концерт был под стать этой задорной песне. Украсил его и сольный номер Сергея Кондратьева — первой балалайки Западной Европы. В его руках инструмент, кажется, играет сам.

— А где наши трое? — Худяков выразительно посмотрел в сторону Полищука.

Умоляющий взгляд Григория. Понятно, Паваротти все-таки не пришел.

— Катюшу! — командует маэстро.

Пётр Худяков возглавляет хор из Вены  уже 35 летСнова — на бис. Вот и прощальное: «Распрягайте хлопцы коней»...

— Артисту хорошо там, где его хорошо принимают. А где может быть лучше, чем на родине песен? — сказала мне Валерия Худякова, супруга маэстро и конферансье хора.

Она чешка. И ей немного жаль, что так и не увидела, когда не только в зале, но и за его стенами «Вдоль по улице метелица метет». Почти европейская у нас выдалась зима. Но крещенским вечерком она провожала казаков уже легким снежком и ветерком. Она-то еще вернется, хочется надеяться, что однажды к нам вернется и Большой казачий хор.

Владимир БОГДАНОВ (фото)