Четверг, 09 января 2025

Редакция

К прочтению разрешено

Литературные итоги года глазами новгородцев и не только

Профессиональные критики отмечают: чем дальше, тем хуже, хуже и хуже с качественной литературой.

Тем не менее для новгородцев, следящих за литературными новинками, мы подготовили десятку книг, победивших в самых престижных отечественных литературных премиях 2013 года или прогремевших где-то там, в литературных кружках. А заодно попросили оценить написанное. По списку:

Евгений ВОДОЛАЗКИН. «Лавр» — премия «Большая книга».

Сергей БЕЛЯКОВ. «Гумилев, сын Гумилева» — финалист «Большой книги».

ФИГЛЬ-МИГЛЬ. «Волки и медведи» — «Национальный бестселлер».

Максим КАНТОР. «Красный свет» — финалист «Нацбеста».

Андрей ВОЛОС. «Возвращение в Панджруд» — «Русский буккер».

Денис ГУЦКО. «Бета-самец» — шорт-лист «Русского буккера».

Сергей ШАРГУНОВ. «1993».

Антон ПОНИЗОВСКИЙ. «Обращение в слух».

Равшан САЛЕДДИН. «Настоящие рассказы Равшана».

Виктор ПЕЛЕВИН. «Бэтман Аполло».

Сергей ПУХАЧЁВ, искусствовед:
— Из предложенного списка читал только Белякова «Гумилёв, сын Гумилёва». Причём быстро, перед приездом автора (проводил встречу с ним в библиотеке). Книга понравилась — объективная. На остальные не то чтобы времени нет, а времени жалко. Боюсь промахнуться. Хотя, вроде бы, всё премировано и отобрано. Но прочитал как-то книгу нобелевского лауреата и отложил, пожав плечами. Видно, для меня уже сегментировались потребности. Из яркого в прошедшем году — Гроссман (дожил до стольких лет, а раньше не читал, ведь книги должны приходить вовремя), Горенштейн и Акунин (и «Аристономия», и «История государства российского» — Карамзин не Карамзин, а честно, спокойно, увлекательно). Самое яркое — книги Маркова об эволюции человека, в пандан — Ричард Докинз «Бог как иллюзия», а в противовес — Михаил Эпштейн «Религия после атеизма». Как писал в дневнике пёсик из мультфильма: много думал...

Анна БАРДИНА, студентка:
— Из предложенного списка я не читала три книги: «Возвращение в Панджруд», «Бета-самец» и «Настоящие рассказы Равшана». Далее книги распределила по степени убывания симпатии. Получилось, что самый запомнившийся роман — «Обращение в слух». Роман Сергея Шаргунова — важное событие года, которое почти никто не заметил. «Красный свет» Максима Кантора необходимо прочитать таким бестолковым и неграмотным людям, как я, современным студентам. Затем Евгений Водолазкин «Лавр»; Сергей Беляков «Гумилёв, сын Гумилёва»; Фигль-Мигль «Волки и медведи» и Виктор Пелевин «Бэтман Аполло».

Все книги, без исключения, хорошие. Прекрасный список, но — не полный. У Глеба Шульпякова вышел замечательный, по-пастернаковски сделанный роман «Музей имени Данте», «Теллурия» Владимира Сорокина, «Вор, шпион и убийца» Юрия Буйды, книга Павла Басинского «Святой против Льва», последний роман Дмитрия Быкова «Сигналы».

Алексей АПРЕЛЬ, поэт:
— Модные и трендовые книги не читаю из вредности, пусть отлежатся... Хотя всё равно и «отлежавшиеся» Коэльо и Мураками не смогли пробить чудовищный панцирь моего плебейства и тонких струн души не затронули... За год открытий особых я не сделал. Из развлекательного не то чтоб порадовали, но хоть не расстроили продолжение серии «Метро-2033» и прочие сборники под редакцией Глуховского... Не разочаровали свежие вещи Пелевина и Фрая. Ужасает поток донцовщины всех мастей и вампирских розовых соплей... И ведь все это издаётся!

Яна ЛЕБЕДЕВА, филолог, участник дуэта «Соски и рёбра»:
— Я крайне редко пользуюсь списками вроде «То, что нужно прочитать людям до 28 лет» или «Книги, которые позволят расширить разум». И уж тем более подозрительно отношусь к спискам бестселлеров. Чаще всего книги сами «прыгают» в руки — такие произведения обычно и меняют восприятие, совпадают по настроению, вдохновляют.

В этом году мне повезло — ко мне прыгнули сразу несколько книг. «Американские боги» Нила Геймана мне прямо-таки всучила вместе с Керуаком библиотекарь: «Возьмите, вдруг вам понравится». И мне понравилось.

Самые читаемые романы битника «В дороге» и «Бродяги Дхармы» содержат все, что я люблю: потоки сознания, буддизм, мистицизм, мракобесие и джаз.

Мариам Петросян — из новых авторов. На вопрос «Когда ждать новых книг?» отвечает что-то вроде «Не ждать». Писала книгу «Дом, в котором» долго и с удовольствием — читается так же, только быстро. Еще со студенческой скамьи списки литературы умоляли прочитать Курта Воннегута, а довелось вот только сейчас. Скопом прочла «Сирены титана», «Колыбель для кошки», «Бойня № 5». Безгранично довольна.

Валерий КОЛОТУШКИН, писатель-историк:
— Из книг, написанных или вышедших в 2013-м, ничего не читал. Разве только наших, новгородских писателей, тех, что публиковались в «Вече» и «Новгороде литературном». Для себя открыл Сартра. Очень понравились «Слова», близки и проникновенны. Его же — дневник 1939–1940 годов. Взял в библиотеке, но всё держу, читаю... Люблю растягивать хорошие книги, наслаждаться. «Песнь льда и пламени» Джорджа Мартина прочитал запоем и ошарашенно. Понимаю, что столько ещё не прочитано классики!

Людмила ГЕЙДОРФ, преподаватель литературы:
— Честно скажу, отношусь с опаской к книгам, выдвигаемым на всевозможные премии... Как-то из уст одного писателя услышала такой отзыв о современном романе: «Это замечательный текст, хорошо написан, гармонично выстроен». Вот мне многие книги этой категории кажутся такими текстами: написаны хорошо, а душу не затрагивают. Из прочитанного за последнее время зацепил роман Майи Кучерской «Тетя Мотя». Во-первых, героиня — учительница литературы (хоть и бывшая); во-вторых, женский роман — то, что мне нравится. И вообще считаю, что женский роман в наше время получил неплохое развитие. Так вот о «Тете Моте».... Напомнил почему-то Флобера, у которого небезызвестная Эмма пыталась найти семейное счастье и непременным условием этого счастья считала любовь. А с любовью все не складывалось, как и у тети Моти.

Неожиданно понравился мужской роман Дениса Гуцко «Бета-самец» (приступила к чтению с опаской, думала очередной крепко скроенный текст). Было интересно следить за сюжетными линиями романа, читалось легко, сюжетные линии переплетались так естественно, что ты этого просто не замечаешь... Поиски себя — вот что, на мой взгляд, главное в романе.