Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Я думаю, они сойдутся,

или 1001 повод полюбить сериалы

Кино атаковано сериалами. Раньше были сиквелы, триквелы и т.д. Но возьмите «Форсаж»: уже шестая часть выходит…

Новгородский киновед Василий БУЛЫГИН объяснил корреспонденту «НВ», чем хороши латиноамериканские мыльные оперы, чем опасно «Место встречи изменить нельзя» и когда следует положить конец всякому популярному телесериалу.

— Василий Степанович, лично меня счастливое детство, проведённое между «Рабыней Изаурой» и «Просто Марией», приучило к мысли: сериалы — то, от чего надо держаться подальше…

— Конечно. Как-то в 90-х на «Славии» тоже всплыла актуальная темка: что-то о вреде бразильского мыла. Меня позвали в качестве злобного эксперта и явно не ждали, что я стану защищать латинос. Однако вспомним те наши лихие: отцов рвут на мясо, сыновья удобряют погранзону, малышня становится шпаной, пока родители учатся выживать, зарабатывая на «Сникерс». И тут нас через Атлантику бомбит «Рабыня Изаура». Я лично высидел минут десять на паре серий. Потом сочинил пародию. Между тем внимательно отсмотрел «Санта-Барбару», семейный дурдом «Маппет-шоу», «Альф», «Чарлз в ответе»… В общем, вполне качественные продукты. Хотя явно не в тему. А вот когда посыпались Марии с Карлосами да Дикими Розами, показалось, будто горячие бразильцы ежедневно думают только про наших замученных женщин. Каждые десять минут героиню хором умоляют: «Мария, ты устала! Сядь, отдохни!». И это крутится годами. Меняется только имя. Вот он — волшебный бальзам на раны российских домохозяек. И сразу нашу чеховскую дачку с её интеллигентским бездельем заменила фазенда. Те ребята, которые закупали сериалы, были не дураки. Проявили заботу.  Все женщины в очередях стонали: «Это же прямо как в нашей жизни!» — и чувствительно всхлипывали. Какой полезный релакс, однако!

— Повальное увлечение сперва Бразилией, а теперь вот английским «Шерлоком» — это, безусловно, эволюция.

— Вот тут мы натыкаемся на специфичность нашего зрителя. Скажем, культовый, интеллектуальный, замешанный на абсурде и чисто английском юморе сериал «Доктор Кто» с успехом идёт по всему миру уже полвека. За это время в главной роли успели сняться 12 актёров. В последних сезонах сценарии писали специально на Мэтта Смита — самого сумасшедшего и, по всему видать, гениального актёра. Зато у нас фильмы с ним даже не обсуждаются. Детишки его боготворят, но для обывателя весёлый арт-хаус — не самый желанный формат. Кстати, те же самые сценаристы делают «Шерлока».

— 50 лет в телевизоре? Это вообще нормально?

— А почему нет? Если история семейных кланов Санта-Барбары или Брайтон-Бич показана с интригой, сериал может длиться веками. Я, например, готов жить вечно, чтобы наблюдать эволюцию нашего Comedy Club. Хотя там каждый сам себе сценарист. Но ведь как интересно: резиденты нарожают детей, дети вырастут, озвереют, начнут издеваться над резидентами… Геноцид, погромы, война миров… Нам тоже не чужд семейный юмор.

— Ещё пару слов о классике. Получается, сериал про рабыню в каком-то смысле современен? И эти бесконечные «Ментовские войны» с «Агентами нацбезопасности» тоже объяснимы, до боли близки, хотя и отвратительны. А как насчёт умной актуалки?

— Так мы вроде уже договорились: все прокачанные через наш телик сериалы вполне своевременны. Да-да, весь этот полноводный мутный поток. Ведь как только закончилась перестройка, сразу появились сперва весёлые, а потом и вовсе полезные франшизы. У нас все поголовно обожают свирепого наркомана «Доктора Хауса». Актёр Хью Лори — тот же самый Шерлок Холмс, только в поликлинике. На мой взгляд, умное, цепляющее россиян кинцо. Ставить себе смертельные диагнозы мы ох как любим! Однако на отечественном телеэкране только истеричный Ваня Охлобыстин способен дотянуться до уровня этого медбрата.

Василий Булыгин, наверное, первым сказал вслух, что Станислав Говорухин знаменит банальной режиссурой— Вот он и «дотягивается» в своих подозрительных «Интернах», хотя при чём тут интеллект? Но «Шерлока», мне кажется, принято считать сериалом для продвинутого, умного зрителя.

— Как отнестись к свежей версии Холмса, наш зритель до сих пор не решил. Хотя Василия Ливанова королева Великобритании давно наградила орденом за безупречный стиль, а Новая Зеландия отчеканила монету с его портретом. Секрет в том, что персонаж Шерлок Холмс бесконечен и его обожают дети, что ценно. О нём выпущено 40 компьютерных игр плюс порядка полусотни фильмов. Это что значит? Значит, Конан Дойл был гением и создал гениальный психотип. Остальное — дело техники. Представьте: сценаристы сериала «Доктор Кто» Моффат с Гэтиссом едут электричкой в Лондон и вдруг выясняют, что оба без ума от сэра Дойла и хорошо бы запустить проект. Жаль, Мэтт Смитт не годится ни на одну роль, потому что полный псих, а Холмс — хоть и социопат, но вполне вменяем, а Ватсон — вообще лапочка… Потом Моффат и его жена-продюсер решают, что Шерлоком будет невозмутимый Камбербэтч, а доктором — темпераментный Фримен. Прямое попадание! В итоге получается стопроцентно актуальный для молодёжи сериал, снятый в клиповой манере на хорошем драйве. Помните, у нас коронная мизансцена: камин, два силуэта, рюмашка алкоголя и дымок трубки в тишине викторианской эпохи… У нынешнего «Шерлока» другие приоритеты. Над ним работают мастера тончайшей психологической интриги. Разве ждёшь от хохотушки мисссис Хадсон фразочку типа: «Доктор, вы решили жениться? И так скоро после мистера Холмса?», а стреляный солдат в стосорокдесятый раз скрипит зубами: «Я — не гей!». Понять, что будет в следующем эпизоде, лично я не в силах. Но сразу, безоговорочно принимаю такие правила игры: я ваш, ребята, я знаю, за что вам платят красивые фунты стерлингов.

— А наш молодой зритель после «Шерлока» сможет смотреть фильм с Ливановым?

— Ну, это уже вопрос культуры. Большая часть зрителей, встречаясь с хорошим кино, просто не врубаются в стилистику. Даже не понимают, о чём речь. А Масленников не делал детективов, он — дизайнер. Чтобы массовому зрителю было комфортно, ему надо полностью отождествить себя с экранным персонажем, верно? Тогда необязательно включать мышление. Вполне довольно рефлекса. Очевидно, поэтому мы так презираем гротескное, абсурдистское кино. Смотря его, полагается шуршать извилинами, а не попкорном. Вот я и предупреждаю клубную аудиторию: будьте начеку — авторы фильма вас препарируют, они над вами издеваются или вовсе про вас не думают. Это такая фишка хорошей современной режиссуры. В моём киноклубе ближайшим сеансом 12 февраля мы показываем «Заводной апельсин» — антиутопию гениального Стэнли Кубрика. Полвека назад Европа всерьёз думала о причинах агрессии, свободе воли и адекватном уголовном наказании за подростковое ультранасилие. Столкнувшись с цензурой, режиссёр самолично запретил показывать фильм в Англии вплоть до самой своей кончины в 1999 году. Но в клубе Новгородского киноцентра мы готовы к любым стрессам. Наш зритель способен на подвиги. Особенно, студенты…

— На сайте Кинопоиска есть рейтинг популярных сериалов. На первой позиции — «Игра престолов», затем — «Друзья» и «Шерлок». Потом общеобразовательный фильм «Планета Земля» и т.д. Завершают десятку «Место встречи изменить нельзя» и «17 мгновений весны».

— Я рад, что они светятся в арьергарде. Такое кондовое кино можно смотреть только ради актёров. Ведь как разлетелись в народе «щи куриные да с потрошками» или «вор должен сидеть в тюрьме». Уверен, эти фильмы перекрывают зрителю кислородный вентиль, тормозят мозг, не дают приподнять планку. В смысле сценария к «Месту встречи» придраться никак, но до чего примитивная режиссура! А успешность «Игр престолов» тоже вполне объяснима: драконы, принцессы, сказочные войнушки — по сути вариация на тему «Мария, ты устала...». Реальная возможность отдышаться в красивой нереальности.

— Заметьте, «Доктор Кто» по рейтингу нашего Кинопоиска не проходит вовсе.

— А чему удивляться? В популярных сюжетах живут понятные, вполне предсказуемые персонажи. Они развиваются линейно, за ними можно следить, их любишь или ненавидишь. А Доктор Кто — уникум! Среди нас таких нет. Марку Захарову в Московском обкоме как-то тоже предъявили претензию: «Да поставьте вы наконец что-нибудь ожидаемое! Вот как нам на президиуме обсуждать вашу «Юнону» и «Авось»?» А я смотрел постановку да похмыкивал: надо же, Бродвей в Ленинграде, в Доме культуры им. Горького… Праздник!

У нас все поголовно обожают свирепого наркомана «Доктора Хауса». Актёр Хью Лори — тот же самый Шерлок Холмс, только в поликлинике. Умное, цепляющее россиян кинцо. Однако на отечественном телеэкране только истеричный Ваня Охлобыстин способен дотянуться до уровня этого медбрата

— Мне кажется, сериалы у нас любят сильней, чем большое кино…

— Так ведь полнометражный фильм — это событие. К нему надо слегка подготовиться. После просмотра его можно даже осмыслить. А сериал хорошо идёт под чаёк с печеньками. Он даёт зрителю шанс расслабиться. Но, главное, большинство сериалов легко закончить успокоительной, как валидол, волшебной фразой: «Я думаю, они сойдутся»… Для неприкаянной русской души этим вылечиваются все болячки сразу. Да пошли на фиг ваши политические конфликты! Главное, чтобы к финишу у всех всё было в шоколаде! Такой вот непритязательный, но вполне голливудский месседж.