Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

В начале было слово

Иван Егоров об экранизации своих и чужих произведений

7 января, в безбожные по каникулярным меркам, 9.15 областное телевидение показало короткометражный фильм «Подарок», снятый по сценарию режиссёра новгородского ТЮЗа Ивана ЕГОРОВА силами тюзовских же актёров.

Пересказывать сюжет короткометражки (как и любой другой кинокартины) — дело неблагодарное, в данном случае замечу только то, что фильм получился сказочным и при этом не лишённым яркого бытового реализма; снятым, казалось бы, про всех, но из-за полного отсутствия экшена, увы, маловозможным для массового просмотра.

С автором сценария к «Подарку» Иваном Егоровым мы встретились для того, чтобы, оттолкнувшись от фильма, он ответил на вопросы:

О бренном
Мы снимали этот фильм четыре дня, а в целом на его производство ушло около полугода. Я не почувствовал никакой разницы в работе режиссёра в театре и в кино, однако сколько же кино несёт за собой трудностей! Постоянно чего-то не удаётся найти: машины, новорождённых котят, подходящего домика в деревне. В общем, используя то, что есть под рукой, не снимешь фильм. Вспомните хотя бы историю новгородского проекта «Зелёная лампа». Там работали одни волонтёры, не получали за эту работу ни копейки, но как только дошло до озвучки и монтажа, дело, насколько мне известно, встало. В общем, кино — это интересно, но дорого и сложно.

Об экранизациях
Я люблю экранизации. Но в этом деле главное — помнить, что в начале было слово. В детстве хорошей книгой всегда считается та, в которой много картинок и диалогов. Когда человек взрослеет, ничего не меняется, ему по-прежнему интересно узнать, как выглядело то, о чём он прочёл. Поэтому люди ходят на экранизации. Я в своё время хотел посмотреть все экранизации «Острова сокровищ». Оказалось, что их больше 10. Мне до сих пор нравятся все экранизации моих любимых книг. Я смотрел пять вариантов «Мастера и Маргариты», и все они хороши по-своему уже хотя бы потому, что давали возможность вспомнить и поразмышлять о тексте романа.

О профессии
Режиссёр сродни демиургу, который творит миры. Задумав новую работу, он должен ориентироваться на три параметра: время, автор, коллектив. То есть вещь, которую ты ставишь или экранизируешь, должна быть современна и интересна сегодняшнему зрителю, ты должен быть согласен с автором хотя бы на 50% и у тебя должны быть  актёры, которые могут твой замысел воплотить.

Об эпохе
Я не люблю, когда режиссёры переносят действие в другую эпоху. Творить надо в той среде, которую подразумевал автор экранизируемого произведения. Сейчас у нас пошла мода на фильмы о 60—70-х годах прошлого века. Я с удовольствием их смотрю, потому что это моя молодость. С таким же удовольствием подмечаю в них ляпы и несоответствия вроде современных выключателей и розеток. В нашумевшей «Оттепели» много ляпов. Например, герои курят сигареты с фильтром, которых раньше не было. Но я не думаю, что Тодоровский не знал этого. Думаю, он сделал это сознательно, чтобы вынести события из конкретной эпохи на более широкий уровень. Хорошие режиссёры нередко так поступают. Взять того же «Андрея Рублёва» Тарковского. В фильме же никто не имитирует средневековую речь, но атмосфера его убедительна, там вся наша Русь с её грязью, жестокостью,  святостью.

О кино
Сегодня много говорят о засилье жестокости на экранах. Но вот фильм Климова «Иди и смотри» — тоже очень жестокий и страшный, но, на мой взгляд, это лучший фильм о войне. Проблема не в том, что жестокости на экранах много, а в том, что её смакуют, показывают ради красоты, а не для того, чтобы сказать, как это на самом деле страшно.