Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Кони и люди

На выставке Александра Степанова в областном Доме народного творчества можно познакомиться с главными героями городецкой росписи

Этот русский народный художественный промысел зародился в середине XIX века в Нижнем Новгороде.

Но и в Великом Новгороде есть художник, знакомый с тонкостями городецкой росписи.

Как говорит Александр СТЕПАНОВ, с этим удивительным искусством он познакомился в школьные годы, увидев в журнале яркие необычные картинки. Решил повторить. Скопировал рисунок, один, второй... И не смог остановиться. Последние семь лет художник регулярно бывает в творческих командировках у знаменитых мастеров «Фабрики городецкой росписи». Они делятся с ним секретами своего мастерства.

Мало кто знает, что городецкая роспись началась с... прялок. Среди обилия деревянной продукции, выпускаемой заволжскими мастерами, более всего были известны именно городецкие прялки, продававшиеся на ярмарках и расходившиеся затем по всей России. Обычно их вытесывали из целикового деревянного массива. Городецкие же состояли из двух частей —  гребня и донца, широкой доски с отверстием на конце.

Донце было расписным, и в то время, когда с прялкой не работали, обычно висело где-нибудь на стене как украшение. Сначала его покрывали инкрустацией, но со временем живопись благодаря своей простоте и меньшей трудоемкости ее вытеснила.

Выставка «Цветущее дерево» работает в областном Доме народного творчества (ц. Николы Белого).

Позже стали расписывать не только прялки, но и всевозможные предметы из крестьянского быта — лукошки, солонки, деревянные игрушки, короба для хранения пряжи и многие другие изделия. Цвета городецкой росписи всегда были яркими, сочными, все изделия обязательно украшались пышными букетами цветов, напоминавших розы и ромашки.

Среди разнообразных фантазий на тему прогулок кавалеров и дам и крестьянского быта, традиционных сюжетов городецкого стиля, до сих пор живут в росписях и композиции с конями. Образ этого животного — олицетворение красоты и силы.

— В чём сложность городецкой росписи? — говорит Александр Степанов. — В технике. Рука должна быть хорошо поставлена. Мазок — уверенный. Писать ведь приходится без предварительного рисунка.

К слову, это уже третья персональная выставка Степанова в Доме народного творчества. За время, прошедшее с последнего вернисажа, мастер значительно повысил профессиональное мастерство, расширил и обогатил цветовую палитру работ. На этот раз в экспозиции представлено около ста работ. Среди них и декоративные панно, и расписная посуда, и разделочные доски, и игрушки, выполненные в технике городецкой росписи.

Фото из архива Александра СТЕПАНОВА