Четверг, 08 августа 2024

Редакция

Новгородский бренд

Фарфоровый сувенир — это и дань истории, и продвижение бренда региона

Фарфоровый город на Волхове должен появиться в… Чудове

В художественной мастерской можно будет познакомиться с образцами новгородского фарфора, своими руками расписать блюдо или чашу.

Но всё же основной деятельностью мастерской станут изготовление сувенирной продукции, выполнение художественных работ, а также презентация новгородского фарфора, некогда являвшегося одним их брендов региона, в выставочных проектах.

— За последние десятилетия процесс исчезновения промысла фарфора приобретает масштабы всероссийского значения. Если ещё двадцать лет назад в стране существовало около 28 фарфоровых заводов, то сегодня действуют лишь четыре. В Новгородской области из трех заводов существует только Чудовский, но предприятие не планирует заниматься выпуском изделий художественного фарфора. Я сама много лет отработала на заводе в Чудове, и мне очень жаль, что этот промысел уходит в небытие. Но под угрозой исчезновения промысла новгородского художественного фарфора находится не столько само производство, сколько его научно-историческая база. Поэтому я и решила создать художественную мастерскую, — говорит мастер-фарфорист, руководитель проекта «Фарфоровый город на Волхове» Салиса ХУСАИНОВА.

Хотя сегодня внутренний российский рынок и без того наводнён фарфоровой продукцией до предела, но в большинстве своём это китайская продукция низкого качества. Основной акцент мастерской Хусаиновой будет направлен на научно-прикладную деятельность.

— На основании проведенных исследований будет сформирована концепция бренда новгородского художественного фарфора, — объясняет мастер. — Это и ляжет в основу выпуска линейки сувенирной продукции. Может быть, это будет целая серия сувениров, связанных с историей новгородской земли. Например, «Новгородские памятники архитектуры», «Знаменитые личности Великого Новгорода», «Былины и сказки Древней Руси», «Ганза и Великий Новгород», «Новгородское купечество» и т.п.

На сегодняшний день уже проведены предварительные переговоры с Новгородским музеем-заповедником о вариациях сувенирной продукции и поставках идентичных сувениров для его филиалов. Так, например, музей в Боровичах уже определил для своего учреждения виды сувенирной продукции. Для областного Дома народного творчества, по предварительной договоренности, будут подготовлены сувениры различного ценового уровня с характерной тематикой: ярмарка, скоморохи, самовары, чайники-ладьи и другие.

Проект «Фарфоровый город на Волхове» стал одним из победителей областного конкурса творческих инновационных проектов «Новгородика» и получил грант в размере 50 тыс. рублей. На эти средства будет приобретено печное оборудование. Основные же затраты по созданию мастерской легли на плечи мастера.

— Конечно, 2014 год — это скорее экспериментальный год, так как производство фарфора требует большой подготовительной работы, особенно в работе формообразования, — говорит Салиса Хусаинова. — Но мы сотрудничаем со многими учреждениями: от мастеров на Чудовском заводе до туроператоров. Уже проводили и пробные мастер-классы, работали с туристами, группами школьников. Интерес есть.

Кстати, сейчас мастер находится в Сочи, где на территории экспозиции регионов проводит мастер-классы по росписи тарелок, а также презентует образцы новгородского и российского фарфора из своей личной коллекции. В числе хрупких фигур есть и легендарный Мишка — символ Олимпиады-80.

Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)