Культовые объекты Маловишерского района уходят в Интернет
Призывов о помощи, внимании и сочувствии в социальных сетях сегодня хоть отбавляй. Одни собирают средства на лечение, другие пристраивают бездомных животных, третьи мечтают победить в очередном конкурсе.
В этом смысле студент из Санкт-Петербурга, уроженец Малой Вишеры, пошёл по проторенному пути. Своим знакомым Андрей ГРОМОВ настоятельно рекомендует освободить ближайшие выходные и наведаться в деревню Карпина Гора, что в Маловишерском районе, найти в ней церковь Покрова Пресвятой Богородицы, получше изучить и запомнить. Вот и всё. Романтизм и мальчишество объясняются очень просто: пара-другая месяцев, и совсем не старая церковь перестанет существовать.
В Покров на Хубец
Самые первые упоминания о погосте Покровском на реке Хубец можно встретить в писцовой книге Обонежской пятины 1582—1583 годов. А Карпина Гора как поселение упоминается в старинных летописях за 1692 год, деревня по праву может считаться прямой и устойчивой наследницей погоста Хубецъ. Малой Вишеры в ту пору ещё и в помине не было.
Кстати, сами же погосты могли возникнуть и вовсе около 947 года во время похода по Мсте княгини Ольги, по пути к Великому Новгороду устанавливавшей погосты и дани. И уже при Ольге на погостах строились храмы. От стремительного путешествия к таким глубинам истории кружится голова — вернёмся в недавнее прошлое.
Со временем церкви требовали замены. Так, на Покровском погосте деревянная церковь Покрова Богородицы, построенная в 1794 году, была заменена на каменную 1837 года, ту самую.
История строительства храма, как водится, окутана тайной. Тайна и поныне властвует вокруг разрушающейся осиротелой постройки. По русской традиции храмы возводились на высоких, видных со всех сторон местах. А вот Покровская церковь построена почему-то внизу, в долине реки Хубы. Местные жители объясняют всё легендой. Дескать, хотели церковь поставить на высоком месте, даже к делу приступили, но тут вмешались таинственные силы: вечером рабочие уходили ночевать, а наутро весь строительный материал оказывался около реки. За день его поднимали обратно, но на следующее утро диво повторялось снова.
В конце концов, церковь выстроили там, где указывало провидение. И не ошиблись: нарядной, диковиной игрушкой выглядывала церковь из-за разросшихся деревьев и с высоты горы, и при приближении. Величественные стены, высокие купола и стройные башенки, богатое внутреннее убранство — все свидетельствовало: мастера вложили в церковь не просто умение, душу, строили не только для себя — для людей. Когда-то церковь имела пять жилых и десять нежилых построек. Сам Хубецкий погост занимал 66 десятин земли.
— Слава о карпиногорских священниках неслась далеко! Ещё бы, ведь Карпина Гора постепенно сделалась центром благочиния. В праздник Покрова 14 октября со всех окрестных деревень сходились и съезжались на Хубец на службу и гулянья, — рассказывает отец Дмитрий ШКОДНИК, священник церкви Николая Чудотворца в Малой Вишере. — Да и в тяжёлые времена беды обходили церковь стороной. Хоть службы в ней уже не велись, но до 1963 года здание было в хорошем состоянии — местные жители ухаживали. А потом кому-то вздумалось развести костёр под колокольней, начался пожар, часть крыши была повреждена. С тех пор и началось...
Красиво и печально
Сегодня не старая, а по новгородским меркам так и вовсе юная Покровская церковь похожа на десятки других — брошенных и обречённых на медленное и неминуемое умирание.
Нынешняя скупая зима добавляет в унылый пейзаж ещё больше траурных красок.
Пробираться внутрь через разрушившуюся кладку трудно и опасно: стены, давным-давно находящиеся в аварийном состоянии, могут обрушиться в любое время. Не добавляет оптимизма и раскинувшийся вокруг церкви старый и неухоженный погост. Но есть в царящем вокруг упадке особенность, заставившая Андрея Громова сзывать на руины посетителей: до дня сегодняшнего на стенах церкви чудом уцелела прекрасная, богатая роспись.
— Я потому и отправляю сообщения в группы краеведов, всем заинтересовавшимся, чтобы люди узнали: есть в Карпиной Горе особая церковь, а в ней роспись, — поясняет свою мысль Андрей. — Пока что у всех есть возможность увидеть эту красоту своими глазами. Но времени остаётся совсем мало. И сказано это не ради красного словца. Купол церкви еле держится, половина его уже обрушилась. Трещины идут по стенам, рассекая росписи. С лета до осени кирпичная кладка купола обрушилась сразу на несколько метров. Думаю, что грядущим летом настенные росписи исчезнут.
На «личном контроле» Громова и ещё несколько объектов, разбросанных по территории родного Маловишерского района: заброшенные остатки дома и фонтана усадьбы Борейши в Льзях, разрушающийся Спасо-Оскуйский погост. «Всё это удивительно, красиво и очень печально. И я, в общем-то, понимаю, что искать кого-то, кто займётся восстановлением всех этих объектов, наивно. Мне остаётся самое простое: собираю информацию, делаю фотографии. Делюсь накопленным с другими краеведами в Интернете. Конечно, не перестаю мечтать, что, возможно, кто-нибудь увидит, заинтересуется и сможет оказать более весомую помощь. Потому что места эти не только святые, но ещё и исторические», — комментирует Андрей.
Из области мифов
По случайному стечению обстоятельств в те самые дни, когда Андрей собирает гостей и устраивает прощальные визиты к исчезающему памятнику истории и культуры, в Маловишерском районе прошли вторые Сретенские чтения, посвящённые 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского.
Встреча состоялась в деревеньке Городищи, на курорте Мстинские горки, выгодно отличающемся от привычного пейзажа новгородской глубинки аккуратными, современными постройками, пахнущими свежей древесиной и приличным бюджетом. Впрочем, в нынешнюю бесснежную зиму несладко пришлось и горнолыжному курорту. Многим пришлось несладко.
Но докладчики чтений оптимистичны и полны надежд: с увлечением рассказывают о работе в государственном архиве и обнаруженной там информации. О некогда проходивших крестных ходах по реке Мсте, об истории династий священников Маловишерского края, служивших в тех самых церквах, которые теперь зарастают лесом.
С особым интересом к мистике и всему необъяснимому слушают гости чтений доклад о святом камне-следовике, примостившемся рядом с деревней Колмыково в Маловишерском районе.
По преданию, на некогда крупном валуне были чётко видны следы от ног взрослого человека и ребёнка, всей дворовой живности. Если кто в деревне заболевал, то занемогшему нужно было прийти к камню за водой из нужного следка. Хворь от святой воды проходила.
— Да что там в деревне. Когда я была ребёнком, то сама провожала к камню женщину, которая своим ходом добиралась к нам из Тамбовской области, — рассказывает Марина СТРАТОННИКОВА, преподаватель географии одной из школ Малой Вишеры. — Да и в нашем роду была глухая девчушка, вернувшая себе слух как раз через воду этого камня.
Основываясь на опыте всего сказанного, предугадать современное завершение истории вовсе не трудно. И точно... Ныне от крупного валуна осталась груда небольших камешков. Опять же в 60-е годы по приказу властей культовый объект был взорван, дабы не затуманивать умы трудящихся. Дело сделали аккурат в рабочее время, чтобы народ не сбежался и не начал шуметь. Но деревенские по частям собрали, что осталось от камня и водрузили на место. С тех пор поток страждущих к камню значительно иссяк.
— Многое из того, что здесь говорится, можно классифицировать скорее как легенды. Это и предания о церквах, и целительные свойства камней, и поразительная связь человека с природой. Многое не находит каких-то документальных подтверждений, но раз предания сохранились, значит, что-то всё-таки было, — как будто извиняется за свой доклад учитель географии Стратонникова. — И знаете, мы здесь не разделяем пессимистический взгляд на то, что всё бесследно исчезает, уходит в историю, поглощается цивилизацией или остаётся на её задворках. Мы-то ведь остаёмся.
И слушателю после такого объяснения даже не понятно, чего больше в этом «остаёмся». Неужели надежды?
Андрей ГРОМОВ (фото)