Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Посмотри на Холуя

В Великий Новгород привезли образцы народного искусства

В выставочных залах Музея художественной культуры Новгородской земли с 27 февраля можно увидеть миниатюрную живопись Палеха и Федоскина, роспись Мстеры и Холуя, жостовские расписные подносы, резную кость из Архангельска, Тобольска, Якутии и Чукотки, а также городецкие золотошвейные платки, крестецкую строчку и неподражаемые вологодские, вятские и елецкие кружева. Всего около 170 предметов из собрания Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», выполненных с середины 60-х годов XX века по наше время.

— Новгородцы своими глазами увидят, что традиционные виды народного творчества продолжают жить и сегодня, — говорит заместитель директора музея Ольга ГУСЕВА. — Но помимо самих предметов, можно будет узнать и об истории развития и особенностях того или иного промысла.

Например, о Палехе. Этот поселок близ Иванова издревле был иконописным центром России. Там писали дорогие иконы «под старину», а мастера-палешане реставрировали в церквах древние фресковые росписи. Но еще до революции в иконописном промысле Палеха наметился упадок, а после революции иконописное дело и вовсе прекратилось. Счастливая мысль попробовать вслед за федоскинцами свои силы в лаковой миниатюре положила начало их головокружительно быстрому творческому взлету. Замечательной темой в творчестве палешан была и остается любовно-лирическая: свидания, встречи, танцы, музыканты, свадебный поезд и т.п.

— И если для Палеха характерны изображения фигур и элементов пейзажа прямо на черном фоне поверхности, обильное применение золотой и серебряной штриховки в разработке их деталей, по иконописному образцу сильно вытянутые пропорции фигур, то мстерская миниатюра отличается многоцветными пейзажными далями и условно-живописным пространством, в которых происходит действие, — говорит Ольга Гусева. — Пейзаж у миниатюристов Мстеры — не просто фон, а среда с воздушной перспективой, передний план которой выдержан в коричневых тонах, второй — голубой.

Выставка будет работать с 27 февраля по 6 апреля

Что же касается такого народного промысла, как кружевоплетение, то уже к концу XVIII — середине ХIХ века оно распространилось во многих местах — Тверской и Костромской, Орловской и Нижегородской, Рязанской и Вологодской губерниях, а также в Петербурге. Основными центрами кружевоплетения в настоящее время являются Вологодская область, Елецкий район Липецкой области и Вятская область. И у каждого региона свои отличительные черты.

Для вологодского кружева типичен растительный орнамент. Мотив пышного куста с широкими лапчатыми листьями и многолепестковыми цветами-розетками образует широкую кайму кружевного изделия. В елецком кружеве те же растительные мотивы, но в отличие от вологодских кружев они производят более лирическое впечатление: решетки здесь более мелкие, почти ювелирные.

— Неслучайно эта выставка называется «Белое и чёрное». Лаконичное и изящное сочетание черного фона предметов под роспись, будь то шкатулки или подносы, и белого цвета кружева и кости само это определило, — резюмирует Гусева.

Фото из архива «НВ»