В стремлении подружить ребёнка с книгой все средства хороши, но не все — эффективны
В Новгородской области стартуют районные туры конкурса чтецов «Живая классика». Практика показывает, что занятие это не такое уж и простое.
Заместитель директора гимназии № 2 Великого Новгорода, преподаватель литературы Ольга ШАЛЯПИНА знает об этом не понаслышке. Ежегодно гимназия с увлечением готовит чтецов к конкурсам. Наибольшего успеха удалось достичь в прошлом году, когда Аля Мартьянова вошла в российскую двадцатку лучших с рассказом Марины Дружининой «Звоните, вам споют!».
— Ольга Николаевна, организаторы формулируют цель конкурса красиво — помочь найти в писателе собеседника и советчика, встретить своих героев, маяки и ориентиры. Вы согласны с такой трактовкой?
— Наша главная цель — поддержать интерес к чтению и элементарно расширить кругозор подростка. Не зря же по условиям конкурса должно быть представлено произведение не из школьной программы. И это не простой выбор, зато широкий простор для творчества — к подбору репертуара можно отнестись по-разному: мы, например, всегда привлекаем к процессу родителей, ищем что-то сами, выслушиваем ребёнка. Иногда можем поменять репертуар уже в процессе работы, видя характер чтеца. Бывает, что весельчаки выбирают уж очень серьёзные произведения для чтения, хотя по ребёнку сразу видно — хорошо покажет себя в юмористическом жанре. От точности попадания в текст многое зависит. Кстати, по условиям конкурса театрализация и выразительное чтение разводятся в разные стороны. Я замечала, что жюри иногда даже и не смотрит на читающего, хотя зрительный образ тоже важен. Название конкурса очень удачное — это действительно возможность оживить классику.
— И что выходит? Есть ли авторы-лидеры, чьи произведения берут на конкурс из года в год?
— В этом плане никого не выделишь. Тем более что каждый старается найти что-то оригинальное. В этом году мы готовим одно стихотворение в прозе Ивана Тургенева — очень соответствует чтецу по характеру! Неожиданный выбор — отрывок из рассказа «Чик чтит обычаи» Фазиля Искандера и светлый рождественский рассказ «Продавец газет» Ирины Рогалёвой. С творчеством последней писательницы, к слову, я и сама не была знакома. После знакомства оказалось, что Рогалёва — интересный современный автор. Часто дети выбирают Драгунского, любят «Алые паруса» Грина, читали и новгородскую писательницу Инну Собакину. Безусловно — юмористические произведения Чехова, Тэффи, Зощенко, Носова. В этом году звучала советская классика: Гайдар, Фадеев, Троепольский, Осеева, Шукшин. Из зарубежных авторов популярны Марк Твен, Сент-Эзюпери. Встречается и «Гарри Поттер».
— Это тоже классика?
— Да, теперь уже настоящая классика для детей. А самых «классических» классиков — Пушкина, Лермонтова — выбирают гораздо меньше. Может, потому что их произведения в каждом классе включены в школьную программу.
— Есть мнение, что классическую литературу современный ребёнок просто не понимает. Потому что ему не ясно, что такое, к примеру, чернильница-непроливайка или матушкино благословение на ночь...
— Поэтому критерий понимания текста — это как раз то, с чего мы начинаем подготовку к конкурсу. Если ребёнок сам понимает, о чём говорит, сопереживает герою, то он может донести свои чувства и мысль автора и до слушателей — вот это ценится. Тем более что шестой класс — это ещё не взрослые ребята. Но исследования показали, что большинство читателей приобщается к серьезному систематическому чтению в 11—12 лет. Именно подростки постепенно переходят от лёгких жанров сказок и приключений, чтения для интереса к чтению произведений, требующих душевных сил, размышлений, опыта. Думаю, поэтому для участников конкурса были определены именно эти возрастные границы.
— Возвращаясь к началу: конкурс действительно популяризирует чтение?
— В значительной степени — да. Это крупная капля в море усилий по пропаганде чтения среди детей. Но может быть и такая ситуация: ребёнок очень любить читать, но публичное выступление — не для него. Есть такое популярное слово, как «харизма». В конкурсе она играет немаловажную роль. Но с чтением это никак не связано. Артистичный человек блестяще преподнесёт произведение, но это не значит, что он много читает. Хотя в процессе подготовки он тоже обогатит свой читательский опыт. Победа в конкурсе — это встреча талантливого ребёнка с хорошей литературой. Но своим ученикам я говорю, что желание важнее, чем успех, надо пробовать.
— Как вы стараетесь расположить ребёнка к чтению?
— Нам интерес к чтению приходится собирать из множества таких вот капель. Одного особенного рецепта я не назову. Но прежде всего это чтение дома. Если есть традиция семейного чтения, то вопрос практически решён положительно! В школе уже свои методы. У нас в гимназии принято проводить уроки внеклассного чтения. В некоторых классах приглашают на такие занятия и родителей. А бывает, что и они должны были прочитать эту книгу, чтобы вместе с детьми участвовать в обсуждении. Интересно наблюдать, когда родители и дети открывают друг друга с помощью книги. Можно пригласить библиотекарей, они профессионально прорекламируют новинки и сориентируют в литературном мире, подходящем возрасту. Есть много педагогических приёмов мотивации к чтению того или иного произведения. Можно выбрать отрывок и остановиться на самом интересном месте. Кто увлёкся, находит сам и читает до конца. Можно оттолкнуться от случившегося в классе и кстати вспомнить сюжет произведения, который может помочь найти выход из ситуации. А ещё, к счастью, современный мир полон классических литературных аллюзий.
— Все перечисленные вами капельки собираются в полноценный источник любви к чтению?
— Если честно, то мне кажется, что, несмотря на наши общие усилия, интерес к чтению постепенно всё-таки теряется. И это касается не только подрастающего поколения, но и человечества в целом. Пресловутый темп жизни. Эту тенденцию я наблюдаю даже по себе, хотя с детства люблю читать и делаю это с удовольствием!