Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Первый шаг

В Великом Новгороде будет работать школа монументальной живописи

Великий Новгород, как ни один другой город, богат памятниками с древней настенной живописью. Но помимо сохранившихся и воссозданных храмов и церквей у нас есть самая большая в стране коллекция фрагментов монументальной живописи, накоплен колоссальный опыт по работе с ними.

Уже много лет обсуждается вопрос создания в регионе Центра монументальной живописи. Но до недавнего времени он не имел никаких конкретных решений. И вот на прошедшей в Великом Новгороде в конце 2013 года всероссийской конференции по вопросам изучения, сохранения и реставрации монументальной живописи было озвучено, что специалистами Новгородского музея-заповедника подготовлена концепция работы Центра, ведутся работы по формированию программы финансирования.

Планируется, что Центр, на создание которого нужно около 120 млн. рублей, разместится в береговом корпусе Антониева монастыря. Первым практическим шагом на пути к Центру должна стать Летняя школа монументальной живописи, которая начнёт работу уже этим летом. Подробнее о проекте мы попросили рассказать его автора, руководителя научно-реставрационной мастерской «Фреска» Тамару АНИСИМОВУ.

При работе с руинированной стенописью нужна определённая ловкость, очень хорошая зрительная память, нужно уметь проанализировать и запомнить каждый фрагмент— Тамара Ивановна, ваш проект «Летняя школа при Центре монументальной живописи» вышел в полуфинал XI грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Из 319 заявок, поданных на конкурс, жюри выбрало 41 проект из 25 регионов России. Но в итоге лишь два десятка проектов получат финансирование. Если новгородский проект не попадёт в это число, школа для реставраторов не откроется?

— Нет, это не станет решающим фактором: школа будет работать в июле — августе 2014 года. Единственное, вопросами размещения и питания студентам придётся заниматься самостоятельно.

— Тогда поясните, чем принципиально новым будет отличаться работа Летней школы реставрации при Центре монументальной живописи? Ведь студенты ведущих художественных вузов Москвы и Санкт-Петербурга традиционно проходят практику на ряде объектов Новгородского музея-заповедника.

Первый шаг— Вы правы, поток студентов и искусствоведов, желающих стажироваться в Новгороде, очень велик. И это легко объяснить. У нас, как ни в одном другом городе, есть уникальная возможность работать с монументальной живописью, накоплен большой опыт хранения и музеефикации её фрагментов. Если, например, изучением и реставрацией икон занимаются во многих музеях страны, то специалистов по монументальной живописи сегодня редко где можно найти. А что уж говорить про руинированную стенопись. При этом с фрагментами фресок разрушенных в ходе Великой Отечественной войны храмов в Новгородском музее-заповеднике работают две мастерские. Одни специалисты занимаются обработкой, реставрацией, подборкой и монтажом фресок церкви Спаса Преображения на Нередице. Мастерская «Фреска», которая недавно вошла в состав музея-заповедника, специализируется на реставрации фресок церкви Успения на Волотовом поле, Спаса на Ковалеве и церкви Михаила Архангела Сковородского монастыря. При этом часть собранных композиций церкви Успения уже смонтированы на стены. Поэтому интерес к нашей работе у студентов и специалистов огромный. И мы хотим сделать этот людской поток более организованным. Будет разработана специальная программа, включающая лекции по монументальной живописи, посещение новгородских храмов, знакомство с новейшими технологиями для обеспечения мониторинга состояния памятника, копирование фресок в памятниках, непосредственную работу с фрагментами живописи.

— На сегодняшний день фонд руинированной новгородской стенописи насчитывает более 400 тысяч фрагментов. Это фрески, которые в ходе перестройки храмов сбивались со стен церквей или были утрачены в годы Великой Отечественной войны. Часть из композиций, которые некогда украшали стены соборов, удалось собрать в той или иной степени, а некоторые фрагменты, как уже говорилось, даже вернуть на стены отреставрированных храмов. Можно ли сказать, что помощь студентов ускорит этот процесс?

У нас, как ни в одном другом городе, есть уникальная возможность работать с монументальной живописью— Ну что вы! Они должны хотя бы просто прикоснуться к этим фрагментам, почувствовать их, а потом уже начать отличать фрагменты с красочным слоем от обычных кусков штукатурки. Это очень важный опыт в работе реставраторов и искусствоведов. И многие выпускники художественных вузов, к сожалению, его не имеют. Ведь это особая специфика. Здесь нужна определённая ловкость, очень хорошая зрительная память, нужно уметь проанализировать и запомнить каждый фрагмент. Руки с головой должны работать вместе. Поэтому сначала студенты будут обрабатывать фрагменты: попросту удалять с них пыль. Может быть, им удастся найти пары стыкующихся кусочков и склеить их. Но не более того. Ведь на это уходят годы. Например, работы по разборке руин церкви Успения на Волотовом поле были начаты в 1993 году. В результате из-под завалов было извлечено около двух миллионов фрагментов обрушившихся фресок. У нас в работе находятся 155 живописных композиций, из 195 изначально украшавших стены храмов и в более-менее полном варианте нам удалось собрать 18 композиций, которые мы по специально разработанной нами технологии уже вернули на стены воссозданного храма.

— Специалисты, уже имеющие опыт работы, тоже смогут принять участие в Летней школе монументальной живописи?

— Пока только студенты. Но в дальнейшем, безусловно, школа будет очень востребована и реставраторами. Тем более с возвращением аттестационной комиссии, которая после десяти лет забвения вновь начала свою работу. Аттестационная комиссия — это своеобразный экзамен для специалистов, работающих в области сохранения культурного наследия. Если ты её не прошёл, то не можешь работать на объекте самостоятельно, только в команде с реставратором, имеющим квалификацию. На базе нашей Летней школы специалисты смогут пройти стажировку, необходимую для аттестации.

Фото Владимира БОГДАНОВА
и Николая БАРАНОВСКОГО