Так возвращают к жизни исчезающий шедевр
Эти мастера необычны. Нет двух похожих. Конечно, они имеют специальное образование и проходят стажировки, но каждый новый объект требует отдельного, индивидуального изучения. За годы работы через руки реставраторов прошли сотни очень ценных, десятки — уникальных музейных объектов из ткани.
Покров Варлаама Хутынского большой и тяжёлый. Льняная ткань, шитьё из камки — итальянского шёлка и золотное, русский речной жемчуг. Домонгольский период. Оказывается, его нельзя экспонировать вертикально. Приходится удалять мучной клей — следы реставрации шестидесятых годов прошлого века. Тогда иного способа просто не было.
В другом отделе бережно восстанавливают полковое знамя из тончайшей ткани. В 1942-м его схоронили в снарядной гильзе. В соседней мастерской реставрируют книжные переплёты. Кроме основных инструментов — деревянных зажимов, кистей и клея, мастеру приходится использовать и подручные материалы — старые плиты и камни в качестве пресса. В мастерской монументальной живописи — длинный ряд стеллажей с бережно собранными кусками стены храма. На них остались фрески.
Журналисту кажется невероятным — как из мелких кусочков разрушенной штукатурки можно собрать изображение. Сверху большие листы ватмана с карандашным рисунком предполагаемой фрески кажутся зашифрованным космическим посланием. Кто поможет разгадать?
Фото автора