Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Очень новый Ветхий Завет

В любой непонятной ситуации строй ковчег и спасайся

Ноев ковчег в Голливуде построили за 125 000 000 долларов

Фильм «Ной» Даренна Аронофски обещал стать событием хотя бы по причине обращения к библейской тематике. За то, что фильм обязательно надо смотреть, говорили имя режиссёра и запоминающийся актёрский состав.

В конце концов, зрителю было обещано всё, что он любит: и семейная драма, и апокалиптичность, и счастливый финал. Однако оценив творение Аронофски, мы заспорили, чего в итоге в картине оказалось больше: ветхозаветной философии или экшена, точного следования первоисточнику или его авторской интерпретации?

Мария КЛАПАТНЮК (далее М.К.): — Звучит странно, но одна из книг, которую я, безусловно, помню из детства, — это Ветхий Завет, том крупного формата с отличными чёрно-белыми иллюстрациями. Маленькой мне даже в руках её держать было тяжело. Но какие картинки, какие странные и непонятные! Жаль, что на этом моё знакомство с Ветхим Заветом и закончилось. Зато «Ной» сразу взял меня в оборот.

Алина БЕРИАШВИЛИ (далее А.Б.): — Меня — нет. Но, возможно, именно потому, что в детстве Библию я в руках не держала. И вот теперь думаю, стоило ли перед просмотром ее читать, ту часть — про потоп? То есть понятно, что самообразование никогда лишним не бывало. Но нужен ли первоисточник для понимания фильма Аронофски? Я из кинотеатра вынесла чувство, что «Ной» — фильм, куда можно прийти похрустеть попкорном. Но прошло три дня, и стала сомневаться. Ведь миф о Всемирном потопе режиссер хоть не сильно, но переиначил. И меня эта вольность будоражит больше всего. А что тебя?

Очень новый Ветхий ЗаветМ.К.: — Меня будоражила учительница, рискнувшая привести на «наш» сеанс отряд пятиклассников. Категория «12+», полный зал карапузов, визжащих по делу и нет, а с экрана греховность человечества — для меня чересчур смелое сочетание! А если серьёзно, то, выходит, три дня (согласись, есть в этом что-то библейское) ты вынашивала в себе протест!? Стало быть, не только попкорном заманил тебя Аронофски. Читать Ветхий Завет, для того чтобы глубже понять режиссёра, я бы как раз не рекомендовала. Бессмысленно! Для того чтобы освистать его под финальные титры — тоже. Странное дело, тот же свежий «Вий», шиворот-навыворот представивший нам Гоголя, меня как раз возмутил полнейшим несоответствием всего и всему, неорганичностью придуманного. А голливудский потоп пошёл на ура, несмотря на смутное ощущение, что что-то там до нашей эры было не так. Хотя бог его знает... Я-то уверена, что за одну только смелость режиссёр достоин аплодисментов. Много ли у тебя на памяти картин, экранизирующих сцены Ветхого Завета?У меня нет. 

А.Б.: — Аналогично, сразу на ум приходят киношедевры о ранних христианах от знаменитой экранизации «Камо грядеши» до «Страстей Христовых», а вот то, что было до них, кажется, режиссеров не интересует. Но попсовые, попкорновые блокбастеры раздражают меня гораздо меньше, чем то же самое, но завёрнутое если не в элитарную, то как минимум в философскую обёртку. А что касается сравнения «Вия» с «Ноем», то тут на руку Аронофски сыграла, увы, весьма средненькая образованность зрителя. Потому что сюжет «Вия» (я говорю, кстати, только о российском зрителе) известен нам лучше сюжета Всемирного потопа, пусть и не по первоисточнику, но по предыдущей, следующей за Гоголем след в след экранизации. Как думаешь, стоит ли переосмысливать библейские сюжеты, и если да, то ради чего?

М.К.: — Я за переосмысление — в плане работы головой, но вот куда оно нас заведёт — вопрос десятый, вовсе не имеющий отношения к первоисточнику. Во всяком случае, я не отвлекалась на хруст чипсов, зато вспоминала «Жизнь Василия Фивейского» Леонида Андреева с его вечным «Верую!», даже перечитать захотелось, что — плюс. Да к тому же удивилась находчивости авторов: одно дело — людской грех, заполонивший ветхозаветный мир, но подпитать его ещё и экологической катастрофой — по-моему, очень интересно. Соглашусь с тем, что в «Ное» далеко не последнюю роль играет картинка, и я очень боялась всех этих замыленных, сладеньких  миров от «Аватара» до «Волшебника страны Оз». Но какие увидела впечатляющие выжженные поля, какой естественный лес вокруг ковчега после вмешательства небесных сил, а неприкаянное жилище Мафусаила! Наконец, какой монументальный и лаконичный сам ковчег. В общем, мой внутренний эстет со всем согласился и пару раз аплодировал. Разве что каменные исполины послали слишком очевидный привет стандартным страшилкам, и абсолютное зло — каиново племя — оказалось чересчур плоским. И всё же за одно только звёздное небо и сцену братоубийства на фоне заката я бы отделила фильм от стандартного Голливуда. И главный маркер «неформата»! Подумай только, Хам и Иафет у Аронофски так и остались без женщин. Ничего себе звоночек, какой же тут Голливуд? В Голливуде у них был бы выбор из чёрненькой, беленькой и рыжей.

Очень новый Ветхий ЗаветА.Б.: — Да, на долю этих двух бедняг хеппи-энда не пришлось! И тем обиднее, что произошло это исключительно по вине Аронофски. Меня ещё во время просмотра смутили злющие и непрощающие Ной и Господь Бог, очень хотелось от них человечности не только по отношению к животным. Но я это списала, во-первых, на то, что это сюжет из Ветхого, а не Нового Завета. Во-вторых, на свою, вероятно, недостаточную религиозность.

Но к первоисточнику, к счастью, не поленилась обратиться, и вот читаем: «Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою». Это Бог сообщает Ною. Не о каком: «только посмей взять на ковчег жену для Хама, я вам всем устрою!» и речи нет. Да и «Ной» в оригинале не такой уж мизантроп. На протяжении 100 лет, пока строился ковчег, он призывал потомков Каина покаяться и обратиться к праведной жизни.

А в фильме, как ты помнишь, ни о каких проповедях речи не шло, зато желающих спастись на ковчеге Ной крушил и крошил с прытью, достойной только Голливуда. Мне кажется, дай Аронофски волю, он и двух младенцев руками Ноя порешил бы. Но это было бы слишком явное передёргивание сюжета, которое оценили бы лишь редкие любители альтернативной истории.

М.К.: — Это было бы вполне логичным развитием сюжета, если бы Ной, прости за откровенность, окончательно съехал с катушек. Но всё это в итоге — побочная шелуха, догоняющая кино до приличного формата в два с половиной часа, которые, кстати, вовсе не тянутся. А в основе у Аронофски  классическая неразрешимость: Бог время от времени, вернее, в самые решающие моменты, лишает своего подопечного каких-либо инструкций. Вслед за чем перед нами разворачивается стандартная ситуация, которую мы и в своей-то жизни наблюдаем каждый день, просто в менее гиперболизированном виде.

Очень новый Ветхий ЗаветОдна сторона ждет от второй действия, а та, прежде чем действовать, пытается понять, чего же хочет первая. Просто в нашей жизни с двух сторон — люди, не совпадающие по принципу: хочу сладкий попкорн, не нужен мне твой солёный, а у Аронофски, с одной стороны, Бог, то ли ожидающий от Ноя чего-то сверхчеловеческого, то ли просто забывший выключить кран.

Вывод, как говорится, делайте сами. Для меня он такой — в любой странной ситуации нужно строить свой собственный ковчег, то есть прислушиваться к тому, что творится внутри тебя. За это хотя бы можно нести ответственность. Других решений я попросту не вижу.

Пять самых известных фильмов по Ветхому Завету

Библия (США, Италия, 1966). Экранизовать книгу, священную для многих жителей планеты, — задача не из простых. Режиссер решил ее в неповторимой манере, сгладив все возможные углы. Основное затруднение, сразу бросается в глаза, — Библия слишком велика для экранизации. Но сценаристы (в их числе — великий Орсон Уэллс) взяли за основу первую книгу Ветхого Завета — Бытие — и вычерпали из нее всё самое интересное: сотворение мира, изгнание Адама и Евы из рая, историю Каина и Авеля, Всемирный потоп и спасение Ноя, строительство Вавилонской башни... Кстати, Ноя играет Джон Хьюстон, режиссер 175-минутного фильма.

Десять заповедей (США, 1956). Суперзрелищный фильм, повествующий о знаменитом библейском персонаже Моисее, рожденном среди иудеев, рабов Египта. Он младенцем попадает в царский дворец, где его выдает за своего ребенка овдовевшая сестра фараона. В тот день фараон как раз издал приказ, чтобы все иудейские младенцы мужского пола были уничтожены, так как предсказание о рождении «избавителя» от рабства приходилось именно на это время... Фильм получил «Оскара» за спецэффекты и семь номинаций на «Оскар» в 1957 году.

Очень новый Ветхий ЗаветЦарь Давид (Великобритания, 1985). Экранизация библейского предания о пастухе Давиде, который, в молодости одержав победу над великаном Голиафом, взошел на трон древнего Израиля. Рассказ о судьбе легендарного царя охватывает также великое объединение северных и южных племен Израиля, предательство сына и историю любви Давида к красавице Вирсавии, ставшую одной из излюбленных тем в мировом искусстве. В заглавной роли — Ричард Гир.

Содом и Гоморра (США, Италия, Франция, 1962). Зрелищная история из Книги Бытия о жизни и гибели от кары Божьей жителей Содома и Гоморры, городов, погрязших в распутстве и праздности. Лот, племянник Авраама, со своей семьей попадает на равнину, где расположены греховные города, и поселяется в одном из них. Праведник не может жить рядом с грешниками. Он призывает их к благоразумию, но те не желают его слышать. И тогда Господь решает разрушить города. Только Лот и его семья останутся в живых...

Блудный сын (Израиль, 2009). Библия переложена на современный язык. Израильские власти обвиняют перешедшего в ислам Райнера Шрёдера в терроризме и депортируют в Германию. Райнер ищет пристанища у своей матери, которая после смерти мужа одна воспитывает Маркуса, его младшего брата. Штефани счастлива, что Райнер наконец вернулся домой, и принимает его с распростёртыми объятиями. Она верит его признаниям, что он отрёкся от священной войны — джихада…

Алина БЕРИАШВИЛИ
Мария КЛАПАТНЮК