Среда, 07 августа 2024

Редакция

Слово женское и слово мужское

Невидимка, двойник, пересмешник...

Совместив классическую поэзию и современную музыку, можно уйти от андеграунда, не уходя от классики?

6 апреля в филармонии прошёл «НЕлитературный вечер Марины Цветаевой». На сцене были трое. Актриса, гитарист и ди-джей. Все лаконичны, все в чёрном.

Четвёртый участник за их спинами — это белый экран, транслирующий чёрно-белое видео. Единственный яркий предмет на сцене — золотой саксофон, ждущий своей череды у ног ди-джея.

Так открывался вечер поэзии Марины Цветаевой «Невидимка, двойник, пересмешник», озаглавленный авторами как «НЕлитературный вечер в стиле dubstep, breakbeat, ambient и funk». Но всё-таки это вечер, а не перформанс, как было в прошлом году, когда те же артисты из творческого объединения «Волосы дыбом» привезли в Новгород программу «Пилигрим» по Иосифу Бродскому.

Так вот, раз это вечер, то в зале филармонии сидят не только филологические девушки, но и женщины среднего и старше, чем среднего, возраста. Когда спустя час мы будем выходить из зала, уже на лестнице меня окутает тонкий цветочный шлейф забытой «Красной Москвы».

За несколько часов до концерта в длинной и узкой гримёрной актриса Лена БЕДРАК заранее предупредила, что зрители, приходящие к ним на концерт, нередко представляются диаметрально противоположными друг другу. И воспринимают программу так же по-разному:

— Я отдаю себе отчёт в том, что кому-то наши музыкальный и видеоряд могут показаться лишними, непонятными, потому что у них есть своё, давно сложившееся понимание мира и поэзии Марины Цветаевой. Возможно, когда-нибудь мы и сами от них откажемся, но пока это нам нравится, это наше открытие, которым мы хотим поделиться со зрителями. Как и в любом актерском чтении, в этой программе много личных открытий и откровений.

Как можно словами рассказать, как говорит актёр, переживающий в душе, сказанное поэтом? Можно описать голос.

Например, так: глубокий и чистый. Можно назвать прочитанные стихи — «Побег», «Поэма конца» и et ctr. Можно даже заметить, что когда Лена Бедрак поворачивается к зрителям полубоком и слушает музыку, её профиль становится похожим на профиль Снежной Королевы, и это очень красиво. Но и это не многое даёт. Тем более что гитару и саксофон даже так банально пересказать нельзя. Это гораздо лучше получается у поезда, который за лениной спиной летит стремительно (О нет, не любовь, не страсть,/ Ты поезд, которым еду/ В Бессмертье...) то вниз, то ввысь, превращаясь в русские горки, грозя оторваться от рельсов своего века и не отрываясь.

«Невидимка, двойник, пересмешник» — спектакль, в общем-то, невыездной. Потому что после одних гастролей артисты приняли решение его из родного Петербурга не вывозить. Однако поступило предложение из новгородской филармонии, и повода отказать не нашлось. Спектаклю — два года, но на новгородской сцене — в некотором роде премьера. Помимо стихов Марины Цветаевой Лена Бедрак впервые прочла письмо поэтессы своему другу. Впрочем, на протяжении всех этих лет в работу вносились коррективы.

— То ли это из-за того, что я взрослею, то ли я просто стала мамой, но мне хочется уйти от пафоса андеграунда. Хотя изначально я шла именно к  нему, — признаётся Лена. — Мне хотелось удивить, сделать что-то, чего другие актрисы в Петербурге не делают. Например, в «Пилигриме» мы даже надевали рыбьи головы. В цветаевском вечере ничего подобного уже нет. Да и сама сцена филармонии к такому не располагает, это же не клуб, здесь подразумеваются более классическое исполнение, внутренняя собранность другого рода. Здесь на сцене только мы и наши внутренние взаимоотношения.

Помимо творческого осмысления поэзии Цветаевой и Бродского за плечами у Бедрак драматическая роль Ани Горенко (Анна Ахматова), поэтому логично предположить, что и в будущем актриса заинтересуется чем-то из мира литературы. На сегодняшний день всем журналистам она называет одно- единственное имя — Осип Мандельштам.

— Я давно хочу сделать моноспектакль по стихам Мандельштама. Но, во-первых, это очень непростая поэзия, а во-вторых, мне кажется, мужчины-поэты вообще сложны для женского понимания. В них больше интеллекта, в женщинах — чувства. Та же программа по Бродскому была сделана мной прежде всего как режиссёром и только, когда нас покинул актёр, исполняющий главную роль, пришлось делать замену, потому что уже было ясно, что спектакль зрителям полюбился. И с Мандельштамом, я чувствую, будет очень сложно, но в следующем сезоне мы попробуем выпустить спектакль по его стихам и воспоминаниям жены. Мне хочется посмотреть на поэта сквозь призму времени, потому что ключами к этому времени и являются его стихи.

Владимир БОГДАНОВ (фото)