Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Белякович против Булгакова

Как выступит звёздный состав «Мастера и Маргариты» на новгородской сцене, покажет время

«Мастер и Маргарита» в исполнении актёров Московского независимого театра посетят Великий Новгород

Действие спектакля происходит в Дурдоме имени Ленина. Воланд, ведьмы, коты, гаеры, исторические личности — все это бред, горячка, плод больного воображения пролетарского поэта Ивана Бездомного.

А реальность — лозунговые стихи плохого поэта, которые распевает полуголая Гелла.

Так же, как сюжет, лаконична и сценография. Огромная вывеска «Дурдом имени Ленина», профиль вождя, тень от которого есть сатана, афиши «Впервые в СССР! Профессор Воланд! Сеанс черной магии!» — и на сцене больше ничего нет. Такой аскетизм в оформлении постановщик Валерий Белякович компенсирует световыми эффектами: лазерные лучи высвечивают то профиль Маргариты, то башни Ершалаима и крест с распятым Га-Ноцри, то горящие листы романа Мастера.

Просмотр афиши оставляет довольно приятные чувства. Маститый Ивар Калныньш в роли Понтия Пилата, Маргарита — Ольга Кабо и обойма актеров рангом поменьше наводят на мысль, что если выстрелить — будет сильно. А уж для тех, кто интересуется театральной жизнью, имя режиссера Валерия Беляковича послужит окончательным доводом в пользу решения: «Идем на постановку!». А что еще можно ожидать от создателя Московского театра на Юго-Западе и народного артиста Российской Федерации? Не в титулах сила, но если бы «Мастер и Маргарита» были автомобилем, то создающие эту постановку люди стали бы его гарантией. Бесконечный пробег гарантирован…

Белякович против БулгаковаНо на финише, по отзывам уже посмотревших спектакль, все оказалось не так красочно, как хотелось бы. В этой постановке, как известно, один актер исполняет несколько ролей. Это сейчас стало  модно, современно, да и затраты на создание спектакля уменьшаются. Но, в свою очередь, требует и недюжинных усилий от исполнителей, смены образов, смены жизней на сцене. Возникает главный соблазн: недоиграть, недопереживать, недожить. Механическое или шаблонное воспроизведение роли никоим образом не соответствует процветанию известной актерской системы Станиславского. И нам, обычным зрителям, трудно сопереживать, к примеру, Мастеру, когда он ничем не отличается от Иешуа Га-Ноцри.

Возможно, это хитрый режиссерский ход, который показывает взаимосвязь двух персонажей. Но когда избитого и окровавленного Иешуа Га-Ноцри бросают на пол, то голос его бодр и надменен, как и у Мастера. Актер, играющий Бегемота, остается Бегемотом — в костюме врача Стравинского или в собственной кошачьей шкуре. Из всей компании более-менее выбивается истеричный поэт Бездомный, превращающийся в спокойного и солидного Азазелло. Но, как понимаете, пара актеров не вытянут на своих плечах всю постановку, так как спектакль — в первую очередь командная работа.

Скучен театр, когда на сцене видишь не людей, а актеров, однажды сказал Василий Ключевский. И, по отзывам театралов, о «Мастере и Маргарите» Беляковича иначе и не скажешь. Однако, как говорил Станиславский, не верю! И если вы все же хотите полюбоваться на любимых актеров и увидеть их игру своими глазами, то добро пожаловать в Театр драмы им. Ф.М. Достоевского 10 июня в 19.00.