Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Знак бесконечности

Кадр из фильма Алексея Учителя «Восьмёрка»

Зачем Учитель отправил героев Прилепина под поезд?

На отечественные экраны вышел фильм Алексея Учителя «Восьмерка» о конфликте четверых друзей-омоновцев и криминальных авторитетов под занавес 1999 года.

Противостояние, а проще говоря, почти ежедневные драки, сдобрены в фильме любовными сценами и проходят на фоне измотанной страны, в которой половина населения скандирует «Зарплату!», а вторая половина «Музыку!».

Отправной точкой к созданию фильма послужил одноимённый рассказ Захара Прилепина, имя которого сегодня как никогда на слуху. Даже ярые оппоненты писателя признают, что он надолго, если не навсегда, оставил своё имя в литературной истории России. И всё-таки в разговоре о фильме «Восьмёрка» Прилепина лучше не вспоминать. Режиссёру Алексею Учителю и сценаристу Александру Миндадзе удалось невероятное: слегка изменив и повернув в другую сторону сюжет рассказа, сделать иным философский тон картины.

Алина БЕРИАШВИЛИ (А.Б.): — Рассказ «Восьмёрка» для меня прежде всего психологический, про человека, про его одиночество, фильм «Восьмёрка» скорее исторический, про эпоху перемен, и «не дай бог в неё жить». Достоверность, не срывающаяся в чернуху, — вот основная ценность этого фильма. А тебе он вообще показался достоверным?

Знак бесконечностиМария КЛАПАТНЮК (М.К.): — Мне фильм показался не слишком ценным — при всём моём уважении к Алексею Ефимовичу. Во-первых, потому что тему уже обыграли и прочувствовали со всех возможных сторон. Даже неловко вспоминать по этому поводу «Бригаду» и «Бумеры». А во-вторых, одно из главных послевкусий таково: культурный и интеллигентный режиссер солидного возраста мало того что проявляет интерес к темам, которые его, казалось бы, и интересовать-то не должны, но он их еще и экранизирует! От этого всё выходит каким-то приблизительным. Виноград и румяные яблочки на столе в аккуратной розеточке разбитной гулящей Аглаи — это такой маркер: незаслуженный достаток в суровую пору. Убитая, полусгнившая, заляпанная чем только можно «восьмёрка» — опять же штамп, отвечающий за омоновский молодняк со всеми последствиями. Да, в картине есть вполне себе достоверный мат — это, я так понимаю, тоже примета времени и социальной прослойки. Ну да и бог с ним. Речь киногероев, пожалуй, — единственное, что выглядит натурально, потому что практически отсутствует! Вот так случайно я и ответила на вопрос о достоверности кино. Да, Борис Николаевич, натужно выдающий своё «Я ухожу!», вполне достоверен, как достоверны и первые мобильные «Сименсы», но сказать, что меня замкнуло и я вернулась в прошлое, не могу. Может быть, потому, что такое путешествие предполагает спокойствие, размеренность, что ли. А Учитель, в пику своим прошлым опытам, что ли, взял такой темпоритм, освоил такой клиповый стиль, что мама не горюй. Кстати, ты представляешь, для какой целевой аудитории снималось это кино?

«Я хотел показать, откуда рождается ненависть. Картина была бы, скажем, на Украине полезной, но её там запретили»
Алексей Учитель

А.Б.: — Я бы не стала даже пытаться очертить круг целевой аудитории «Восьмёрки», мне кажется, он широк. Что касается замыленности темы, то я с тобой в корне не соглашусь. «Бригада» и «Бумер» действительно приходят на ум во время просмотра фильма. Только «Восьмёрка» — это их зеркальное отражение. Потому что в разборке хороших и плохих парней хорошими, наконец-то, являются не бандиты. К тому же эта самая разборка выведена на более высокий, не побоюсь пафосного слова, государственный уровень. Обрати внимание, в фильме есть несколько сцен, где ОМОН побеждает буцевских бандитов на железной дороге. Железная дорога в данном случае — символ, которого в рассказе нет. В конце концов, сам Буц погибает тоже на железной дороге, а главный герой Гера там же выживает. Это метафора страны, переходящей важный рубеж. Новгород в этом плане, конечно, запоздал, но в целом по стране именно в двухтысячных власть от криминалитета перешла к силовикам. Это, во-первых, но не в главных. В главных — то, что «Восьмёрку», к счастью, всё равно нельзя воспринимать как фильм, проклинающий лихие 90-е и восхваляющий сытые нулевые. Вот где был бы штамп, так штамп. Он не победно ликующий, а очень печальный, потому что разборки на железной дороге меняют жизнь не слишком-то большого числа героев фильма. Да и тем потом приходится бежать ли, ехать ли по безлюдному снежному полю неизвестно куда.

«Надо, чтобы люди посмотрели кино и прочли книжку. Это две разные работы. Я рассматриваю этот фильм как ещё одно доказательство того, что Алексей Ефимович — замечательный режиссёр»
Захар Прилепин

М.К.: — Хорошие, плохие... Чёрно-белый мир, да и только! Что-то я не нашла своих или хотя бы «наших» героев — порядочные упыри расположились на обеих чашах весов. Между тем авторитета Буца в исполнении Артура Смольянинова мне хочется назвать злодеем меньше остальных героев. Его действия хотя бы обоснованны, поддаются логике и вызывают человеческий отклик. В этом плане анализировать поведение великолепной четвёрки даже смешно, впрочем, как и злого гения Аглаи. Соглашусь с тобой в том, что откровенной чернухой фильм всё же не отдаёт. Но раз уж ты вступила на тернистый путь символов, то приобщусь и я. «Восьмерка», она же перевёрнутая бесконечность, что лежит на поверхности, — это и правда фильм о движении. Кто-то из критиков даже предположил, что лучше было бы назвать его не простенькой «Восьмёркой», а «Пробежкой», логично продолжающей «Прогулку». Ну так вот движение, набирающее ход на протяжении полутора часов, в конце концов как будто выходит из-под контроля и со страху направляется Учителем со товарищи под поезд, что лично у меня вызывает много скепсиса. Слишком любит русский человек решать вопросы на железной дороге! В итоге получается — наш ответ гильотине. Кстати, тот факт, что фильм не демонстрируется в Киноцентре, а тихо-мирно проходит себе двумя сеансами в кинотеатре «Новгород», по-моему, показателен. Никакая афиша, стандартный сюжет. Для чистоты эксперимента я бы ещё подменила имена Прилепина и Учителя какими-нибудь Кузякиным и Воятелем. Вышло бы совсем интересно!

Знак бесконечностиА.Б.: — Ну с тем, что зрители идут на имена Прилепина и Учителя, а реклама и афиша у фильма никакие, глупо спорить. А вот что касается Буца... Боюсь, всё дело в красавчике Смольянинове, будь он пострашнее, вряд ли его действия вызывали бы человеческий отклик. На самом деле ты, конечно, права: деление на плохих и хороших в этом фильме, как и в жизни, весьма условно. Но я для себя эту границу провела следующим образом: омоновцы, хоть и не белые и пушистые, но их тошнит от той мразности, которой им приходится заниматься. Кто-то из героев бесится: «А что мы можем-то? Работяг на заводе разгонять?!». А Буц, несмотря на все свои человеческие чувства, цинично принимает окружающую действительность. «Моя милиция меня бережёт» — это когда та самая милиция (то есть ОМОН) сдерживает рвущихся разорвать его на клочки рабочих с завода. В рассказе эта линия внутреннего приятия или неприятия окружающей действительности проведена ярче, а в фильме она просто затмевается любовной историей, но не исчезает вовсе. Вот, кстати, любовь мне в «Восьмёрке» показалась более чем поверхностной. Учитель словно заигрывает с современным зрителем, который фильм с эротической сценой предпочтёт фильму без оной. Мастеру это не к лицу. Но он сам сделал выбор.

М.К.: — Кстати, о любовном треугольнике. Здесь он, на мой взгляд, помимо того, что подогревает известный интерес у молодняка, ещё и подчеркивает «великие истины»: любовь любовью, семья семьёй, а уж настоящая, верная мужская дружба — вот это свято, вот это превыше всего. В общем, Ремарк нервно курит в сторонке... Ну дали друг другу по морде, зато уже потом дали по мордам врагам, разбежались, сбежались, и снова прыг в свою «восьмёрочку» и вперёд по белому полю. Четыре богатыря на одном ржавом коне.

Алина БЕРИАШВИЛИ,
Мария КЛАПАТНЮК