Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Водными займитесь процедурами

Первая встреча Грея и Ассоли на берегу моря

На премьере «Алых парусов» зрители пускали слёзы и сушили одежду

«Я даже прослезился в финале. Очень романтическая история.

Теперь для полноты картины нужно ещё и фильм пересмотреть», — вы не поверите, но так обсуждали премьеру «Алых парусов» в театре драмы двое молодых людей довольно спортивной комплекции, выходя из зрительного зала. Вот что, как говорится, романтическая история о любви и чуде с людьми делает!

Мокрые декорации
Действительно, финал творческого сезона в театре драмы получился обнадёживающим. Как и сама повесть Александра Грина. Сюжет её слишком известен, чтобы в очередной раз пересказывать. Хотя в основе новгородской версии «Алых парусов» — феерия в стихах и прозе «Ассоль», написанная украинским драматургом Павлом Морозовым, но за исключением пары моментов — суть истории неизменна.

Действие сюжета, как все помнят, разворачивается в небольшом прибрежном городке, все жители которого так или иначе связаны с морем. Зрители перед премьерой гадали: как может театр сказать о нём, кроме записи шума волн и крика чаек? Как оказалось, море в театре можно не только слышать, но лицезреть своими глазами и чувствовать его брызги на одежде, волосах, губах. Правда, вкус его будет не солоноватый. Но это уже придирки. Или, может быть, даже зависть зрителей, сидящих далеко от сцены. Впрочем, если с первых рядов никто не ушёл, значит, вкус новгородского моря пришёлся собравшимся по вкусу. Или всё-таки волны до них не долетали, несмотря на то, что эта декорация — по сути своеобразный бассейн — была задействована в спектакле по полной. Герои в это море не только гляделись, но и плескались в нём порой от души.

Безусловно, это удачный ход художника-постановщика. Водные «спецэффекты» не велики, но впечатление создают. Да и в целом огромная сцена драмтеатра была задействована очень грамотно и полностью. В одном «крыле» площадки появился интерьер трактира, напротив — кабинет родового замка Артура Грея. А между ними «шумело» море, бьющееся о поролоновые скалы и камни… Были на сцене и высоченные сосны и дубы: точнее — их стволы. Ну и, конечно, алые паруса, появившиеся, как и положено, в самом финале. На их пошив, конечно, было потрачено далеко не две тысячи метров, как в оригинале, но и без того зрелище получилось весьма внушительное.

В общем, сцена была одета «по моде». Чего не скажешь о героях спектакля «Алые паруса»: здесь кто в лес, кто по дрова ходил. Девицы из массовки, изображающие спутниц завсегдатаев приморской таверны, по внешнему виду напоминали дамочек лёгкого поведения лихих 1990-х, моряки невольно вызывали ассоциацию с балтийцами-революционерами 1917 года, а собиратель песен, легенд и преданий Эгль, путешествующий в поисках нового литературного материала, — и вовсе «солдата удачи». Так что уместна ли вообще была подобная стилизация — вопрос спорный. В этом разношерстном костюмерном ряду лишь скромное платье Ассоли и китель Грея не диссонировали друг с другом.

Немало вопросов вызывают и массовые сцены: когда, словно шторм, на сцену шумно и неожиданно налетает массовка в лице моряков, девиц и, в данной импровизации, владелицы трактира. После непродолжительных словесных и не только перепалок друг с другом, бряканья пивными кружками их смывает. Так же неожиданно и шумно.

Не пой, светик! Постыдись!
В последнее время артисты новгородской труппы распелись как никогда. Что ни премьера — то пара-тройка песен в их исполнении звучит: где-то вживую, где-то поверх не всегда хорошо записанной фонограммы. Вроде, мы не театр оперы и балета, но тяга к музыкальным паузам у главного режиссера налицо. Даже водевиль «Проделки Ханумы» в репертуаре появился. Со стороны это смотрится не очень понятно, красиво и уместно.

Ведь артисты у нас в большинстве своём не поющие, да и техника, с помощью которой записываются композиции, на грани фантастики: реконструкция пока ведь театру только снится. Но герои «Алых парусов» несмотря ни на что запели. Под фонограмму. Свою и чужую. Так, например, все вокальные партии Ассоли были записаны не исполнительницей главной роли Кристиной Жеребор, а Анной Кондрашиной, за плечами которой музыкальный колледж по классу эстрадного вокала.

Отдельно стоит сказать про музыкальное сопровождение спектакля, над которым работал заслуженный деятель искусств Украины Михаил Мордкович, известный новгородцам по композициям к другим постановкам Сергея Гришанина. Мелодии простенькие, без претензий на душевность и лиричность. Хотя сегодня музыку к романтической истории Ассоли и Грея пишут многие выдающиеся композиторы. Например, Максим Дунаевский.

Но несмотря на недостатки, на которые, вполне вероятно, многие зрители даже внимания особого не обратили, спектакль получился душевным. Поймать лирическую волну Грина и передать её зрителю актёрам удалось. Лонгрен в исполнении Павла Рудакова получился очень сердечным. Может быть, даже чересчур мягким, но искренним до глубины души. Для молодых артистов Кристины Жеребор и Ярослава Янковского  это были первые главные роли на новгородских сценических подмостках. Ассоль в исполнении Кристины пусть и не была настолько по-детски наивна, как у Анастасии Вертинской в киноленте 1961 года, но вышла очень легкой и проникновенной. А глядя на энергичного и эмоционального Янковского, не сомневаешься, что он получает истинное удовольствие от роли.

Андрей КОТКИН (фото)