Про благородные манеры, клуб железнодорожников и трактор на красной пашне
«Антисемит Антанте мил. Антанта — сборище громил!», «Европой правит Лига наций. Есть где буржуям разгуляться!» — выкрикивали бабы Демянского уезда Новгородской губернии, дружно — с левой ноги — маршируя по мостовой и срывая массу аплодисментов зрителей.
В свете событий последних месяцев эти агитки сегодня актуальны как никогда.
Но на этом вчерашние колхозницы, а ныне представительницы агитбригады, не унимались: призывали собравшихся граждан активней жертвовать на железного коня, который в скором времени заменит в деревнях лошадей, но не забывать при этом о спорте. Размяться можно было тут же: молодёжь в спортивных трико под легендарное «Время, вперёд!» показывала упражнения на разные группы мышц.
Это не кадры кинохроники. Это события международной «Ночи музеев» — новгородский сценарий. Так что за прогресс на селе у нас ратовали сотрудники новгородского музея-заповедника, спорт в массы несли студенты кафедры теории и методики физического воспитания НовГУ, а железный конь — не что иное, как трактор, выпущенный в 1930-х годах на Путиловском заводе. Сегодня этот экспонат хранится в фондах, и зрителям был показан впервые за долгие годы.
— В своё время в музее была большая экспозиция, посвящённая советскому периоду. Но она была демонтирована, — говорит заместитель директора новгородского государственного объединённого музея-заповедника Ольга КОНЮХОВА. — Посетители нередко спрашивают, когда можно будет увидеть эти экспонаты вновь. Вспоминают и легендарное детище Путиловского завода — трактор, который долгое время экспонировался возле здания Присутственных мест. Мы решили откликнуться на пожелания наших зрителей и часть из восьми площадок акции «Ночь музеев» посвятить нашему советскому прошлому, а не ограничиваться лишь одним Средневековьем, как раньше.
Ностальгия, судя по количеству граждан, решивших в ночь на 18 мая не спать, а культурно полуночничать, захлестнула многих. Повсеместно, как в старые добрые времена, были очереди. При этом если на железного коня можно было любоваться без ограничения, то на танцы в клуб железнодорожников (в здании лектория) пускали только после лекции в агитпункте и записи в кружок хорового пения. Но порой и этого было мало.
Дама в бесформенном сером костюме, в очках и с кичкой на голове пристрастно оценивала гостей. «Куда смотрит ваш комсорг! В чём вы пришли?! Это же не урок физкультуры — туда в шортах ходите!». Молодая девица, одетая по последнему писку моды, улыбалась, но шёпотом у друзей вопрошала: «А кто такой комсорг?». В общем, послушать духовой оркестр иным удалось лишь после нравоучений. Зато на танцполе новгородцы зажигали от души. Это вам не в ночных клубах под электронные напевы колбаситься. Тут настоящий духовой оркестр вальсы играл.
В клубе можно было заглянуть и в буфет, выпить ситро и съесть бутерброд типа с икоркой. Последние, правда, были на прилавке для красоты, поэтому не продавались. Хотя на еде музей мог бы неплохо подзаработать: окультуриваться с 21.00 до 2.00 на голодный желудок сложновато. Да и одним ситро, которого на всех не хватило, сыт не будешь. Даёшь, как говорится, ренессанс по полной! И до самого утра, как и предполагает ночь.
— Самая длинная «ночь музеев» — в Великом Новгороде, — говорит Конюхова. — В районах акция заканчивается, как правило, до полуночи. И это во многом обусловлено желаниями самих жителей. Как показывает практика, в райцентрах люди поздно вечером не хотят выходить из дома. Да и культурных точек там, конечно, не так много, как в областном центре.
Так что, утолив ностальгический голод, новгородцы шли дальше. Дети в Дитячьей слободе у Детского музейного центра всю ночь водили хороводы, учились в мастер-классах делать игрушки, смотрели представления Театра Петрушки, выкрутасы ручного Медведя и много ещё чего. В подцерковье Георгия на Торгу заседал купеческий суд, а в здании Дворянского собрания дам обучали благородным манерам в частном пансионе фрау Мюллер. Пройдя, после пары тренировок, походкой от бедра с томиком «Милого друга» на голове и красиво присев в реверансе, корреспондент «НВ», как и многие дамы областного центра, получила рекомендательное письмо, подтверждавшее, что она — человек воспитанный.
А если родственники не верят, что ночь с субботы на воскресенье вы провели за культурным отдыхом, в здании Присутственных мест в кремле, чиновники должны были выдать вам справку. Получить её было весьма проблематично: бюрократия всегда была бюрократией. Лично мы на «прием» к чинушам XIX века так и не попали.
Но те, кто прошёл все культурные площадки «Ночи музеев», получали Паспорт культурного человека, дающий право на одно бесплатное посещение любой выставки Новгородского музея-заповедника. Таковых, по примерным подсчетам, набралось несколько сотен.
Андрей МАКСИМОВ (фото)