Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Почерк врача

Медики в прозе Анатолия Аргунова не похожи на «Интернов»

На прошлой неделе в областной библиотеке в рамках проекта культурный четверг состоялась встреча с новгородским писателем, практикующим врачом, профессором Анатолием АРГУНОВЫМ.

Впрочем, представлять Анатолия Васильевича, скорее всего, нужно в обратном порядке: сперва врач и только затем — писатель.

Что писательство для него хобби, он сказал сам, предваряя мой вопрос о том, в какой же период жизни он стал ощущать себя скорее литератором, чем доктором. Выяснилось, что ни в какой, однако в литературном багаже Аргунова за 45 лет писательской деятельности скопилось несколько весьма приличных наград. Анатолий Васильевич — лауреат литературной премии I степени имени Велимира Хлебникова, победитель ряда конкурсов на портале Проза.ру, номинант Бунинской литературной премии и премии «Писатель года» в 2013 году. Жанр, в котором работает, Аргунов характеризует как социальный реализм:

— Я и фэнтези пытался писать, но оказалось, что мне это неинтересно. Это была просто проба сил: могу ли? Могу! А на самом деле мне кажется, что писать абстрактно, о том, чего никогда не видел, нельзя. Всё нужно пропустить через себя, только тогда тексты будут живыми.

Так и получается, что львиная доля произведений Аргунова — о насущном для него, о современной медицине. Это пьеса «Эскулапы», миниатюры и рассказы «Больничные истории», «Повести о докторе Чернетове» и, конечно, роман «Студенты», вышедший в трёх книгах.

Рассказ «Врачи», написанный по случаю Дня медицинского работника, автор анонсирует так: «Общественность больше слышит, читает и видит о врачах-рвачах, убийцах в белых халатах да судит о нас по мерзкопакостной киноэпопее «Интерны» с придурковатым Ваней Охлобыстиным — не то актером, не то попом-расстригой. Хорош в любой роли! Главное — народ гогочет, смешно же... Мой рассказ о моих коллегах, настоящих профессионалах и людях, каких, уверяю вас, большинство».

Почерк врачаО своей профессии Аргунов, впрочем, предпочитает говорить в общем:

— Я никогда не хотел оставить врачебную практику, моя профессия святая. Я дал клятву служить людям как врач и не нарушу её.

Но на подробностях сегодняшнего состояния медицины останавливаться не хочет: «Зачем? Так много сложных больных. Не хочу».

На встрече с писателем читатели спрашивают: что для вас патриотизм?

— Это моя жизнь, — отвечает Аргунов. — Знаете, мне ведь предлагали жить и работать в Америке. Я попробовал — не могу! Там нет душевности. Водки не с кем выпить, в том смысле что поговорить. Да и как я оставлю Новгородчину, Россию, могилы своих предков?

Время писателя расписано по часам, бывает, что нет ни одной свободной минуты: работа, лекции для студентов, писать порой приходится в самых неподходящих условиях, например, дожидаясь в машине жену, отправившуюся в гипермаркет за покупками. Благо пишет Аргунов всегда от руки. Впрочем, несмотря на занятость следить за современным литературным процессом писатель старается. Другое дело, что оценивает его не самым лучшим образом:

— Слишком много графоманов, которые пишут красиво, да только о чём и ради чего, неясно. Я иногда читаю Дмитрия Быкова, Людмилу Улицкую, Виктора Пелевина, прочёл «Саньку» Захара Прилепина — неплохая вещь социального звучания, но мне она несимпатична. Моим учителем был Юрий Казаков, я даже в свое время пытался писать, подражая ему. Когда этого автора читаешь, сердце начинает трепетать. Не люблю сравнивать писателей, но мне кажется, что он не хуже, чем Бунин.

После встречи Анатолия Васильевича плотным кольцом окружают читатели: своим сложным, сугубо врачебным почерком он подписывает книги и дарит их. А от интервью, сославшись на усталость, но скорее всего — принципиально, отказывается. Может быть, говорит всё та же обида за коллег и недоверие к СМИ? Впрочем, ни один автор не может сказать больше в интервью, чем уже сказал в своих собственных книгах.

Фото из архива «НВ»