Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Золотое дно

В скором времени здесь вырастет частный дом

Археологический сезон в Великом Новгороде обещает быть щедрым

Перефразируя кота Матроскина, о раскопе на улице Большой Московской можно сказать так: «У нас этих находок — просто завались». Каждый день археологи извлекают из культурного слоя около ста высокохудожественных артефактов.

А массовый материал — керамика, обрезки кожи, гвозди, кости — счёту и вовсе не поддаётся.

На Большой Московской располагается так называемый коммерческий раскоп. Работы проводятся, потому что на этом месте в скором времени вырастет дом. Но сути дела это не меняет. Культурный слой здесь мощный: раскоп находится на стыке двух древних концов города. А значит, и находки ждут уникальные и в огромном количестве.

Доставая из картонной коробки артефакты, аккуратно сложенные в целлофановые пакеты, начальник раскопа научный сотрудник Института археологии РАН Олег ОЛЕЙНИКОВ спрашивает: «Что вам показать?». И сам же отвечает на свой вопрос, рассказывая о каждом предмете, извлекаемом из упаковки.

Гигиена превыше всего
Среди аккуратно разложенных на доске находок, приготовленных для фотофиксации, наше внимание привлёк необычный инструмент, именуемый копоушкой. Собственно, своим названием ложечка с удлинённым овальным черенком нас и заинтересовала. И не зря! Как пояснили археологи, это не что иное, как прототип современной ватной палочки. Поохали мы с фотокорреспондентом от удивления и стали её вблизи рассматривать. А вот археологи к подобным предметам уже давно относятся без придыхания.

— Такие находки — далеко не редкость: их находят почти во всех городах, — поясняет Олейников. — Каждый человек тогда имел у себя подобную копоушку: они подвешивались на пояс. И могли быть изготовлены совершенно из разных материалов: дерева, кости, драгоценных металлов. Зачастую они очень интересно украшались: на них наносились различные узоры, изображения птиц, деревьев, людей. Так что культура гигиены в средние века была на высоком уровне.

При этом ушными ковырялками наши предки не ограничивались. Помимо этого предмета в состав средневекового туалетного набора могли входить также ногтечистки, щипчики и даже зубочистки. Но это уже, конечно, была роскошь, позволить которую себе могли только богатые граждане.

Впрочем, судя по другим находкам — многочисленным товарным пломбам, обломкам бус, сирийского стекла, окладам икон — можно смело предположить, что на этой территории жили люди довольно обеспеченные.

— Мы обнаружили остатки четырёх усадеб. Застройка здесь очень плотная: помимо жилых помещений много и хозпостроек. Есть следы ремесленных производств. Скорее всего, здесь жили купцы, которые имели прямые контакты с Европой, Ганзейским союзом, — уточняет археолог. — Они имели связь и с высокопоставленными лицами Новгорода: архиепископом, тиунами, посадниками. Об этом говорят печати, в большом количестве найденные на раскопе. Например, печать посадника Онцифора Лукинича. Личность эта хорошо известна. Его усадьба была обнаружена ещё в начале 60-х годов на Неревском раскопе.

Внутри этого креста, по всей видимости, сохранились мощи святогоЛиквидация безграмотности
В прошлом году, к слову, в Великом Новгороде не было найдено ни одной берестяной грамоты. Такое редко, но бывает. Обыватели по этому поводу всегда сожалеют: почему-то именно средневековые письмена для них являются мерилом успешности археологического сезона. Хотя при этом из недр новгородской земли извлекают немало других уникальных артефактов. Но нам грамоты подавай!

Как говорится, получите — распишитесь! На момент нашего визита на раскоп были найдены три берестяные грамоты. Теперь их уже пять. А к тому времени, когда газета выйдет в печать, вполне вероятно, что количество берестяных писем станет ещё больше.

— Пока новгородцы активно писали берестяные SMS, участвуя в акции Дня города, мы как раз старались прочесть очередное послание наших предков, — говорит Олег Олейников. — Таким образом, в Новгороде найдено уже 1055 грамот.

Все грамоты с этого раскопа так или иначе связаны с торговлей. Одна из последних, например, похожа на пояснительную записку к товару. В ней упоминаются три лица, описывается груз: связка кож, товар в коробах, воск. Отдельный интерес вызывает грамота, которую сначала приняли за детский рисунок. На бересте процарапано изображение ёлочки и читается буква О.

— Расшифровкой занимается известный лингвист, член-корреспондент российской Академии наук Алексей Гиппиус, — пояснил Олейников. — Если перевести знаки и сложить количество палочек на изображении, по его предположению, это может быть бирка с указанием числа товара.

С Божьей помощью
В день нашего посещения раскопа солнце палило нещадно. Но работы здесь шли практически без перерыва. За два месяца нужно исследовать участок площадью около 300 кв. м.

— Культурный слой здесь глубиной порядка шести метров, — рассказывает Олег Олейников. — Четыре мы уже прошли. Сейчас работаем в XIII веке: изучаем слой запустения после мора 1216 года. В это время в данном месте были огороды или сады. Об этом свидетельствуют, например, пеньки от яблонь. Самое интересное начнётся ниже — в слоях XII века. Город в это время активно разрастался. Может быть, будет и X век. Хотя я со скепсисом подхожу к этой мысли. Всё-таки далеко от Волхова копаем: новгородцы тогда здесь, скорее всего, не селились.

Нашу беседу прерывает крик из глубины веков: нашли фрагмент сирийского стеклянного сосуда. Точнее — маленький кусочек того, что когда-то было очень дорогой вещью.

— Спасибо вам за тщательную переборку, — обращается Олег Михайлович к одному из рабочих, везущему землю в тележке в отвал.

— Мы стараемся, — отвечает довольный мужчина.

Надо сказать, школьники здесь не работают. Хотя, казалось бы, подростки — основной контингент, задействованный на раскопах наряду со студентами исторических факультетов. По крайней мере, так было раньше. Почти каждый из нас будучи школяром копал историю Новгорода.

Но, как показывает практика, подростки приходят на раскопки ближе к концу июня, когда экзамены в школе сданы, практика пройдена. А здесь и сроки поджимают, и график работы тяжёлый. Так что на Большой Московской работают взрослые люди. Трудятся на совесть, многие уже не один год приходят на раскоп.

— Не знаю, какому Богу молиться, но работают хорошо, — выдыхает Олейников, оглядывая своих сотрудников. — Проблем с ними нет.

Богу не Богу, а святым мощам начальник раскопа и другие археологи, работающие на Большой Московской, поклониться могут, как говорится, не сходя с места. Ведь среди многочисленных находок раскопа есть и мощевик (ёмкость для хранения частей мощей).

— Обычно их делали в форме креста с изображением Богоматери на одной стороне и Иисуса Христа — на другой. Туда клали мощи святителей или святых, которые воском прикреплялись к одной из створок, — говорит Олейников. — Потеря мощевика, который носили как оберег с верой на исцеление, считалась большой утратой. Нам повезло, мы нашли сразу два закрытых мощевика. Это большая редкость. Можно смело предположить, что в них есть мощи…

Владимир БОГДАНОВ (фото)