Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

День седьмой, день первый

Кадр из неформатного фильма «Голгофа» (Ирландия)

У каждого свой Крест и своя Голгофа

В Великом Новгороде прошел единственный закрытый показ (вход по пригласительным) картины ирландского режиссера Джона Майкла МакДона «Голгофа», международная премьера которой состоялась в феврале на Берлинском кинофестивале.

В России лента на широком экране не демонстрировалась. Причина равнодушного отношения отечественных прокатчиков — неразвлекательный формат. В «Голгофе» совсем нет спецэффектов, нет погонь, перестрелок, любовных сцен. По этой самой причине российские прокатчики и «прокатили» ленту. А зря…

«Убить священника в воскресенье — хорошая идея»
На первый взгляд сюжет незамысловат: во время исповеди прихожанин рассказывает отцу Джеймсу Лавеллю (Брендан Глисон — ирландский актёр, получивший известность благодаря фильмам «Храброе сердце», «Банды Нью-Йорка», «Царство небесное») о том, что вкус спермы он впервые испытал в детстве, став жертвой священника-педофила. И вот спустя много лет решил убить, но не насильника — тот извращенец в рясе давно мертв, а добродетельного служителя церкви. Мужчина, которого, к слову, пастор узнал по голосу, говорит, что лишит его жизни через неделю. На улаживание мирских дел он отвёл отцу Джеймсу семь дней.

И далее идет рассказ о том, как проживает Лавелль каждый оставшийся ему час. Его приход — это жители небольшого поселка, затерявшегося где-то в глубине Ирландии. Они не требуют от жизни многого, не являются эталоном благодетели, напротив, многие из них озлоблены на себя и окружающий мир, они осознано выбирают быть порочными, как бы бросая этим вызов общественным нормам морали и заповедям Христовым. Отец Джеймс встречается с ними и пытается, нет, не наставить на путь истинный, а просто понять своих подопечных. Супругов: он бьет ее, она ему изменяет и не скрывает этого; местного полицейского-гея; врача, не испытывающего никакого сострадания ни к умершим, ни к живым; эксцентричного старика-писателя, который просит пастора раздобыть для него пистолет, чтобы застрелиться, когда одолеет немощь. Да и сам Лавелль, как выясняется, не безупречен — в прошлом алкоголик, потерявший жену, отдалившийся от своей дочери, способный в порыве гнева схватиться за оружие.

Вот так, день за днем, неспешно, в раздумьях и созерцании, в беседах и раздражении проводит неделю отец Джеймс. Поддавшись страху, ведь даже служителям Церкви не чужды человеческие чувства, пытается бежать, но возвращается, чтобы умереть…

Взгляд на себя самих
День седьмой, день первыйНадежда Вылегжанина (Н.В.): — Отец Джеймс в фильме — своебразный Спаситель современного общества. Эта параллель очевидна. Но пороки, точнее люди, им подверженные, поданы в фильме настолько гипертрофированно и в таком количестве, что в итоге с трудом верится в их реальное существование в маленьком городке. Зачем режиссёр пошёл на этот шаг? Чтобы оттенить добродетельность священника, показать, что вот он, хоть и не безгрешен, но обрел веру и неотступно следует ей, готов даже пожертвовать собой? Это, как мне кажется, избитый уже прием, который не всегда работает на пользу картины.

Людмила Данилкина (Л.Д.): — У каждого из нас скелеты в шкафу, у одних их больше, у других меньше. Создатели «Голгофы» показали нам себя такими, какими мы являемся на самом деле. Если оглядеться вокруг, к себе прислушаться, столько пороков насчитаем! Но фильм не только и не столько о темной стороне человеческой души. Он о потере уважения части современного общества к Церкви вообще и к отдельным ее представителям — это закономерный процесс, вызванный то и дело возникающими скандалами в последние годы в Ватикане да и в РПЦ тоже. Но одновременно лента и об обретении любви и веры. Не зря в одном эпизоде отец Джеймс говорит, что сейчас так много говорят о пороках и очень мало о добродетелях.

Н.В.: — Скажу честно, я изначально очень предвзято отнеслась к фильму. Из-за темы, которая поднята в ленте, ведь вопросы, связанные с верой, очень спорны. Но режиссёру, надо признать, удалось рассказать о самом важном, избегая стандартных фраз и общепринятых форм. Банальные слова здесь заменены шутками и цинизмом. Они бьют по восприятию острее, но и доходят до людских сердец быстрее. Лично видела, как многие зрители смахивали в конце фильма слёзы.

Тем не менее основные христианские символы в картине есть: и Голгофа, на которой распяли Христа, не та самая, конечно, а весьма живописная возвышенность в ирландской глубинке, регулярно попадающая в кадр. Да и от креста, который Иисус нёс, отец Джеймс не отказывается. В назначенный час он приходит на условленное место и... получает пулю в лоб.

День седьмой, день первыйЛ.Д.: — Фильм многослоен, поэтому один зритель углядит в нем только противостояние священника скопищу погрязших в грехах людей, другой же, проследив тонко вкрапленные символические подсказки, поймет, что разочаровывались герои в Церкви и Боге постепенно. И даже сейчас, когда увязли в своих плотских и прочих увлечениях, они все еще продолжают задаваться вопросами. Так, например, сотрудник правопорядка рассказывает отцу Джеймсу, как однажды задержал по подозрению в педофилии священника. Но спустя несколько дней дело замяли, а его отправили дослуживать в этот поселок. Он просто пересказывает эпизод из своей жизни. Но рефреном звучит вопрос о том, как Церковь так смогла поступить?

Однако авторы фильма не только ставят острые вопросы о Ватикане и Всевышнем, но и дают подсказку. Женщина, потерявшая в автокатастрофе мужа, говорит, что его гибель — это не несправедливость, просто так вышло. Но зато у них с мужем была любовь. А у многих других любви нет. И вот это несправедливо. А дочь Джеймса Лавелля, придя в тюрьму к убийце ее отца, не говоря ни слова, просто по-доброму смотрит на него и плачет. Она его простила…

Где же рождается или умирает вера? Внутри нас или в Церкви?

Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА,
Людмила ДАНИЛКИНА
Фото с сайта kinopoisk.ru