У каждого свой Крест и своя Голгофа
В Великом Новгороде прошел единственный закрытый показ (вход по пригласительным) картины ирландского режиссера Джона Майкла МакДона «Голгофа», международная премьера которой состоялась в феврале на Берлинском кинофестивале.
В России лента на широком экране не демонстрировалась. Причина равнодушного отношения отечественных прокатчиков — неразвлекательный формат. В «Голгофе» совсем нет спецэффектов, нет погонь, перестрелок, любовных сцен. По этой самой причине российские прокатчики и «прокатили» ленту. А зря…
«Убить священника в воскресенье — хорошая идея»
На первый взгляд сюжет незамысловат: во время исповеди прихожанин рассказывает отцу Джеймсу Лавеллю (Брендан Глисон — ирландский актёр, получивший известность благодаря фильмам «Храброе сердце», «Банды Нью-Йорка», «Царство небесное») о том, что вкус спермы он впервые испытал в детстве, став жертвой священника-педофила. И вот спустя много лет решил убить, но не насильника — тот извращенец в рясе давно мертв, а добродетельного служителя церкви. Мужчина, которого, к слову, пастор узнал по голосу, говорит, что лишит его жизни через неделю. На улаживание мирских дел он отвёл отцу Джеймсу семь дней.
И далее идет рассказ о том, как проживает Лавелль каждый оставшийся ему час. Его приход — это жители небольшого поселка, затерявшегося где-то в глубине Ирландии. Они не требуют от жизни многого, не являются эталоном благодетели, напротив, многие из них озлоблены на себя и окружающий мир, они осознано выбирают быть порочными, как бы бросая этим вызов общественным нормам морали и заповедям Христовым. Отец Джеймс встречается с ними и пытается, нет, не наставить на путь истинный, а просто понять своих подопечных. Супругов: он бьет ее, она ему изменяет и не скрывает этого; местного полицейского-гея; врача, не испытывающего никакого сострадания ни к умершим, ни к живым; эксцентричного старика-писателя, который просит пастора раздобыть для него пистолет, чтобы застрелиться, когда одолеет немощь. Да и сам Лавелль, как выясняется, не безупречен — в прошлом алкоголик, потерявший жену, отдалившийся от своей дочери, способный в порыве гнева схватиться за оружие.
Вот так, день за днем, неспешно, в раздумьях и созерцании, в беседах и раздражении проводит неделю отец Джеймс. Поддавшись страху, ведь даже служителям Церкви не чужды человеческие чувства, пытается бежать, но возвращается, чтобы умереть…
Взгляд на себя самих
Надежда Вылегжанина (Н.В.): — Отец Джеймс в фильме — своебразный Спаситель современного общества. Эта параллель очевидна. Но пороки, точнее люди, им подверженные, поданы в фильме настолько гипертрофированно и в таком количестве, что в итоге с трудом верится в их реальное существование в маленьком городке. Зачем режиссёр пошёл на этот шаг? Чтобы оттенить добродетельность священника, показать, что вот он, хоть и не безгрешен, но обрел веру и неотступно следует ей, готов даже пожертвовать собой? Это, как мне кажется, избитый уже прием, который не всегда работает на пользу картины.
Людмила Данилкина (Л.Д.): — У каждого из нас скелеты в шкафу, у одних их больше, у других меньше. Создатели «Голгофы» показали нам себя такими, какими мы являемся на самом деле. Если оглядеться вокруг, к себе прислушаться, столько пороков насчитаем! Но фильм не только и не столько о темной стороне человеческой души. Он о потере уважения части современного общества к Церкви вообще и к отдельным ее представителям — это закономерный процесс, вызванный то и дело возникающими скандалами в последние годы в Ватикане да и в РПЦ тоже. Но одновременно лента и об обретении любви и веры. Не зря в одном эпизоде отец Джеймс говорит, что сейчас так много говорят о пороках и очень мало о добродетелях.
Н.В.: — Скажу честно, я изначально очень предвзято отнеслась к фильму. Из-за темы, которая поднята в ленте, ведь вопросы, связанные с верой, очень спорны. Но режиссёру, надо признать, удалось рассказать о самом важном, избегая стандартных фраз и общепринятых форм. Банальные слова здесь заменены шутками и цинизмом. Они бьют по восприятию острее, но и доходят до людских сердец быстрее. Лично видела, как многие зрители смахивали в конце фильма слёзы.
Тем не менее основные христианские символы в картине есть: и Голгофа, на которой распяли Христа, не та самая, конечно, а весьма живописная возвышенность в ирландской глубинке, регулярно попадающая в кадр. Да и от креста, который Иисус нёс, отец Джеймс не отказывается. В назначенный час он приходит на условленное место и... получает пулю в лоб.
Л.Д.: — Фильм многослоен, поэтому один зритель углядит в нем только противостояние священника скопищу погрязших в грехах людей, другой же, проследив тонко вкрапленные символические подсказки, поймет, что разочаровывались герои в Церкви и Боге постепенно. И даже сейчас, когда увязли в своих плотских и прочих увлечениях, они все еще продолжают задаваться вопросами. Так, например, сотрудник правопорядка рассказывает отцу Джеймсу, как однажды задержал по подозрению в педофилии священника. Но спустя несколько дней дело замяли, а его отправили дослуживать в этот поселок. Он просто пересказывает эпизод из своей жизни. Но рефреном звучит вопрос о том, как Церковь так смогла поступить?
Однако авторы фильма не только ставят острые вопросы о Ватикане и Всевышнем, но и дают подсказку. Женщина, потерявшая в автокатастрофе мужа, говорит, что его гибель — это не несправедливость, просто так вышло. Но зато у них с мужем была любовь. А у многих других любви нет. И вот это несправедливо. А дочь Джеймса Лавелля, придя в тюрьму к убийце ее отца, не говоря ни слова, просто по-доброму смотрит на него и плачет. Она его простила…
Где же рождается или умирает вера? Внутри нас или в Церкви?
Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА,
Людмила ДАНИЛКИНА
Фото с сайта kinopoisk.ru