Среда, 07 августа 2024

Редакция

Русские не сдаются!

Чтобы сыграть роль русского богатыря Ивана Поддубного, актёру Михаилу Пореченкову пришлось изучить приёмы греко-римской борьбы и «возмужать» на 20 килограммов

Чтобы появлялись новые герои, нельзя забывать о легендарных личностях прошлого

За последние лет семь на большой экран вышло несколько фильмов-биографий: «Адмирал», «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Легенда № 17», «Гагарин. Первый в космосе»… И теперь вот «Поддубный».

Это история о знаменитом русском борце Иване Поддубном — чемпионе чемпионов, русском богатыре, как его называли за рубежом.

«Я никогда не проигрываю»
Он родился в семье потомственного запорожского казака в селе Богодуховка Золотоношского уезда Полтавской губернии (ныне Украина). С детства был приучен к тяжёлому крестьянскому труду. Позже работал грузчиком в порту. Но в отличие от своих коллег таскать тяжести по 16 часов в сутки у него получалось довольно легко и даже изящно, как вспоминали очевидцы. Действительно, Поддубный отличался феноменальной силой, выносливостью, высоким ростом. В 1896 году в Феодосийском цирке Бескаравайного Иван Поддубный победил очень известных в ту пору атлетов. Это собственно и дало старт его карьере борца. Он блистал на арене цирков, гастролировал по городам России и зарубежья, выступал на чемпионатах мира по классической борьбе. И не проиграл ни одной честной схватки.

В середине 1920-х годов он колесил по Америке. После вернулся на родину. В ноябре 1939 года в Кремле ему за выдающиеся заслуги «в деле развития советского спорта» был вручен орден Трудового Красного Знамени и присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Борцовский ковёр Иван Поддубный покинул в 1941 году в 70-летнем возрасте. Умер легендарный спортсмен в 1949 году в страшной нищете: чтобы прокормиться, ему пришлось распродать все свои кубки и медали.

Основные факты биографии Поддубного, а точнее три десятка лет из его жизни, и показаны в одноимённой ленте.

Кто чаще становится героем фильма-биографии (издание CINEMOTION — анализ данных с 2009-го по 2013 год): литератор — 20%; глава государства — 17%; военный — 13%; экстрасенс — 10%; певец — 10%; преступник — 6,6%; актёр — 6,6%; космонавт — 3,3%; учёный — 3,3%; спортсмен — 3,3%; врач — 3,3%; политик — 3,3%

В голливудской стилистике
Не успела пройти премьера, а отдельные критики уже назвали картину «Легендой № 1». И прочат ей успех за рубежом, потому как фильм сделан по всем канонам Голливуда — супергерой из низов доказывает всем свою правоту и демонстрирует силу.

Кстати, ни у кого не было сомнения, что на эту роль выберут именно Михаила Пореченкова. Актёр внешне очень похож на свой прототип. Гримёрам даже не пришлось особо усердствовать над обликом актёра: разве что приклеить усы. Зато Михаил Евгеньевич старался: помимо изучения приёмов греко-римской борьбы активно набирал мышечную массу, возмужав к съёмкам почти на 20 килограммов. Ведь русский богатырь Иван Поддубный, как следует из медицинской карточки, заведенной на него в 1903 году на чемпионате по французской борьбе в Париже, был ростом 184 см, имел вес 118 кг, его бицепс составлял в обхвате 46 см, а шея и вовсе все 50 см.

Старания Пореченкова были ненапрасными. Роль легендарного спортсмена — одна из лучших в творческом багаже актера. Перед съемками он признался: «Это не просто моя роль — это этап в моей жизни, который подводит черту под уже почти 20 годами в профессии. Я понимаю, что такого плана роль мне уже никогда не предложат в силу моего возраста. Вот поэтому я ее так хочу сделать, тем более что чувствую большое уважение к человеку, которого играю».

Не обошли стороной создатели ленты и тему личной жизни. История любви Поддубного и воздушной гимнастки Маши вызывает умиление и слёзы. Присутствуют в ленте и забавные эпизоды, например, когда русский Медведь забрел в Париже в магазин женского белья и стал выбирать для своей любимой подарок. Но особого внимания, бесспорно, заслуживают  сцены схваток русского силача со своими соперниками. Именно поэтому фильм «Поддубный» можно отнести к разряду ретроэкшна.

Русские не сдаются!Мода на кумиров
Как уже выше отмечалось, российские продюсеры серьезно взялись за биографии. С коммерческой точки зрения такие ленты — почти беспроигрышный вариант, ведь в качестве прототипов киноперсонажей всегда подбираются реальные люди — яркие, неординарные, скандальные, жизнь которых овеяна славой, победами, драматическими событиями. И интерес к таким фильмам всегда есть и будет, потому как по крайней мере среди соотечественников полно любителей, увлеченных историческими изысканиями, биографическими подробностями героев прошлых эпох.

Впрочем, как утверждают кинокритики, жизнеописательные фильмы были очень популяры еще в Советском Союзе, ведь нужно было создавать и поддерживать в массах веру в идеального человека, будь то Ленин, Сталин, военные или партийные начальники, обласканные вниманием сильных мира сего люди искусства и науки. И лишь когда СССР распался и началась перестройка, стало не до биографий. Это направление уступило место  боевикам, мелодрамам да комедиям.

Пока мы маялись бесконечными бандитскими сериалами, Голливуд, напротив, рассказ о жизни сделал самым «оскароносным» жанром: начиная с 2000 года биографические работы попадают в списки номинантов и победителей кинопремии каждый год.

Итак, жизнеописательные ленты вновь делают в России. Правда, в ходу мнение, что это от безвыходности, мол, перевелись на Руси плодовитые сценаристы, остались только подражатели, которые клепают ремейки на блестяще снятые когда-то советские картины да мемуары и воспоминания перекладывают на кинокадр. Но есть и другое объяснение: именно подобные фильмы как нельзя лучше подходят для того, чтобы вернуть россиянам подрастерянную гордость за свой народ.

Какой идеей руководствовались создатели «Поддубного», они не говорят. Известно только, что работа над фильмом началась в 2011 году, когда отмечалось 140-летие непобедимого Ивана. Если бы картину выпустили на экраны три года назад — к дате, а не сейчас, — это  однозначно подстегнуло бы интерес зрителей к самой персоне легендарного борца.

Что касается чувства гордости и патриотизма, то режиссер, как нам показалось, несколько однобоко подошел к этому вопросу. Два экранных часа, за исключением любовной линии да взаимоотношений с родителями, полностью посвящены спортивным боям и победам Поддубного до 1927 года. Да, во весь экран (много крупных планов) мощь, несгибаемый дух, мастерство. Но неоднократно в отдельных эпизодах звучало, что Иван Поддубный — русский феномен, самородок, наделённый матушкой-природой недюжинной силой, коего во славу России не побоялись царедворцы выставить против избалованной манерами и условностями Европы.

В том, что силен, — не заслуга героя. Многие мужики тогда могли своей богатырской силушкой похвастать, просто Ивану Максимовичу повезло больше остальных. Но были в реальной жизни борца эпизоды, в которых он проявил себя как преданный свой стране и народу человек. Так, во время Великой Отечественной войны Поддубный оказался на оккупированной территории в приморском Ейске, что на Азове. Фашисты предложили ему переехать в Германию тренировать немецких спортсменов. Он отказался, сказав: «Я — русский борец. Им и останусь». И весь период оккупации демонстративно носил орден Трудового Красного Знамени…

Создатели ленты сосредоточились лишь на ярких борцовских победах богатыря и отмели его жизнь после спорта. А зря.

*   *   *

«Поддубный» — фильм на любителя. Люди старшего поколения, знающие, кто такой чемпион чемпионов, вероятнее всего, посмотрят ленту с интересом. А вот молодежь, которая слыхом не слыхивала про человека-легенду, думается, пройдет мимо афиш.

Но возможно, мы и ошибаемся. «Поддубный» только вступил в борьбу за кассовые сборы. Одержит ли победу?

Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА,
Людмила ДАНИЛКИНА
Кадр из фильма «Поддубный»