Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Джонни, ты промахнулся

Джонни Депп в фильме «Превосходство»

Почему провалилась очередная голливудская премьера

Фантастическому триллеру «Превосходство» (режиссер Уолли Пфистер, 2014, США), в котором Джонни Депп расстается со своей физической оболочкой, на новгородских экранах было уделено мало времени и места. Реклама отдыхала. Да еще жара!

В итоге: фильм практически не задел аудиторию. Что, в общем-то, справедливо…

В Америке будущего еще открыты гастрономы, но в них ни молока, ни холодильника, где молоко могло бы храниться; ни электричества, которое холодильник бы питало. А единственный практический способ применения компьютерной клавиатуры, беспонтового куска пластика с кнопочками, — это подпереть дверь, чтобы не хлопала на сквозняке…

За разъяснениями авторы отправляют зрителя на пять лет назад, в наше сегодня, где мы обнаруживаем супружескую пару ученых. Муж Уилл (Джонни Депп) бьется над созданием искусственного интеллекта, а жена Эвелин (Ребекка Холл) смотрит на него восхищенными глазами. «Это в последний раз», — отвечает она на брюзжание мужа, что ему опять придется отвлечься от подопытных макак и распинаться перед инвесторами.

Она не знает, насколько права: после искрометной речи на Уилла совершает покушение банда экстремистов. По их мнению, с цифровыми технологиями давно пора покончить, вернувшись к простому человеческому общению. А в чем людская простота, как не в выстреле в упор? И вот на 30-й минуте герой расстается со своей физической оболочкой. А жена сквозь слезы успевает перегнать информацию с его мозга на жесткий диск.

Наш герой надолго поселяется на экране уже в виде говорящей головы из монитора. При этом по логике сюжета с какого-то момента выходит, что герой Деппа — это решительно все, что вообще есть на Земле: и травинка, и лесок, в поле каждый колосок.

На первых порах картина сыплет замахами на рубль с победительным напором Уилла, оседлавшего любимого конька перед оцепеневшими инвесторами. Тут вам и красоты: падает ли с подсолнуха росинка, развеивается ли над водной гладью бренный ученый прах, собираются ли воедино из мельчайших серебристых опилок только что уничтоженные люди, строения, деревья и бронетехника (авторы не ленятся повторять фокус раз за разом). Плюс всегда уместные, коли надо нагнать пафоса, библейские аллюзии. Проникнув во все компьютеры мира, мегамозг Уилл начинает с того, что принимается лечить убогих и калек более или менее наложением рук. Другое дело, что пробные экземпляры приходится предварительно самому же и калечить.

И наконец, мощь посыла. «Превосходство» настолько идеологически выдержанно, что впору устраивать спецпоказы на правительственных дачах. Во-первых, создатели картины так же истово, как российские чиновники, верят в магию наночастиц. Они суть вода, кровь и плоть; не более, но и не менее. Во-вторых, понятно, что единственная возможность противостоять эскалации мирового зла — это повсеместно и навсегда заблокировать Интернет...

Не лишенная изящества интрига как будто позволяла сплести из картины что угодно — от эстетского «Терминатора» до вольного ремейка мистической мелодрамы «Привидение». Увы, по мере того как мозг главного героя набирает все более волнующие обороты, фильм стремительно глупеет, дико извиняется за первоначальную заумь, трещит по швам, разваливается на отдельные яркие картинки, отчаянно мечется в поисках целевой аудитории.

Когда ближе к финалу Депп появляется не в привычном уже виде голограммы, росинки или подсолнуха, а снова в плотском и, более того, мимимишном формате, становится понятно, что вся история, два часа надувавшая щеки и морщившая лоб, по старинке адресована девчатам, пришедшим в кино на Джонни. Ой, а о чем все это вообще? Ну конечно, о любви, моя дорогая, — все фильмы только о любви.

Сергей СИНЯКОВ