Лауреатами Всероссийской премии «Хранители наследия» стали трое новгородцев
Эта престижная премия была учреждена пять лет назад Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и поощряет граждан, усилиями которых спасены множество культурных ценностей и кто считает себя лично ответственным за сохранение национального достояния России.
Установка звучит немного пафосно, но суть дела передаёт верно.
Церемонии награждения прежде проходили в Псковской и Московской областях. На этот раз доверие оказано Великому Новгороду. Впрочем, трудно найти другое место в стране, которое так органично подошло бы для чествования людей, обеспечивающих духовную преемственность поколений.
— Ничего удивительно в том, что вашему городу выпала честь проведения церемонии, нет, — говорил журналистам популярный артист театра и кино Борис ЩЕРБАКОВ, ведущий торжества. — Новгород — древнейший город России, с которого началась её история. В нём находится кладезь искусства, сосредоточено огромное количество памятников архитектуры, производящих огромное впечатление. Кроме того, никогда не надо забывать: у народа, который не знает своего прошлого, не будет и будущего. И тем людям, кто вносит свой вклад в сохранение культурного наследия, нужно сказать спасибо.
В этом году у премии было 11 номинаций и 14 победителей из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Ставрополя, Крыма. В числе тех, кого громогласно благодарили за подвижнический труд, стали трое исследователей, чей успех связан с новгородской землёй.
Людмила ФИЛИППОВА, историк-искусствовед, удостоена награды в номинации «Историческая память». Признаюсь, с этой седой хрупкой женщиной мне давно хотелось познакомиться. В соавторстве с известным архитектором-реставратором Нинелью Кузьминой из-под её пера вышел бестселлер «Крепостные сооружения Новгорода Великого». Тому, кто не читал его, не стоит даже заикаться, что он является знатоком города.
— Мы с Нинелью Николаевной коллеги и подруги. Вместе с ней мы узнавали то, что прежде для всех было неведомо. Нас соединила работа, но специальности у нас разные. Передо мной стояла задача: выяснить, когда памятник архитектуры перестраивался, почему и кто это делал, — рассказывала Людмила Андреевна.
В настоящее время исследовательница работает над материалом о новгородской ссылке реформатора Михаила Сперанского. Начинает мне говорить, а я не могу скрыть своего незнания об этом периоде жизни известного общественного деятеля XIX века. Но моя собеседница совсем не критикует меня за это:
— О новгородской ссылке Сперанского никто толком не знал. И могу вас успокоить, я тоже, пока этим не занялась, была несведуща.
Через две недели новая книга новгородского историка увидит свет…
Реставратора Анатолия КУЗНЕЦОВА отнести только к новгородцам не получится. Его талант помог в восстановлении церкви в Нузале в Северной Осетии, храма Георгия Победоносца в Бейруте. Московский период творчества художника обозначен работами в соборах Кремля, Новодевичьем, Сретенском и Донском монастырях. Он получил благословение войти в состав координационной группы специалистов по художественному убранству Храма Христа Спасителя и был награждён орденом преподобного Андрея Рублёва и медалью преподобного Сергия Радонежского за воссоздание монументальной живописи этого собора. Мастер кропотливо работал и над фресками новгородских церквей: Спаса Преображения на Ильине, Николы на Липне, Благовещения в Скиту.
Самая мистическая история с ним случилась в Софийском соборе, когда ему казалось, что фреска «Константин и Елена» не хотела допускать никаких вмешательств: краски текли. Так повторялось несколько раз. Специалист был в растерянности. И тогда взял стул, поставил его напротив иконы и стал думать. Думал и смотрел, смотрел и думал. «Притирка» к древнему изображению святых длилась не один день, пока его вдруг не осенило, как надо действовать. Не просто умело — тактично. Поэтому совсем не удивительно, а даже очень закономерно, что Кузнецова отметили в номинации «Возрождение».
Здоровье Анатолия Семёновича заметно пошатнулось. Сейчас он передвигается только с палочкой. И всё же в сопровождении сына приехал на церемонию из столицы. Со сцены он скромно заметил, что ему проще делать, чем говорить. И ещё о том, что не следует забывать труд реставраторов. Сказал и расплакался…
Характеризуя таких, как Инесса ЗАРАКОВСКАЯ, председатель областного совета ВООПИиК, как правило, говорят, что это человек с активной гражданской позицией. Она стала лауреатом в номинации «Верность делу».
В Новгород её, молодого дипломированного специалиста, когда-то привели рассказы о богатейшей городской истории. И приехала она с чётким намерением стать гидом. Следовали экскурсии, выставки, лекции. При НГОМЗ Зараковская создаёт службу по сохранению экспонатов — профильные реставрационные мастерские и лаборатории. Тесно сотрудничая с ведущими реставрационными центрами Москвы и Ленинграда, новая структура проводит комплексную реставрацию Софийского собора, памятника «Тысячелетие России». Во многом благодаря упорству Зараковской наследие Новгорода становится объектом защиты ЮНЕСКО. Используя свои организаторские способности, она добилась присуждения группе новгородских реставраторов Государственной премии в области литературы и искусства за 1996 год.
— Большое спасибо за оценку моего труда. Однако мне повезло в том, что на протяжении всей моей деятельности я встречала людей, которые в своей сфере оставили какой-то след. А это, конечно, подтягивает и обязывает, — призналась она после получения диплома лауреата.
Наследие Великого Новгорода, а уж тем более всей страны, измерению не поддаётся. Сложно подсчитать и его хранителей. Высокопарных слов хочется избежать. Хочется, чтобы движение защиты памятников культуры ширилось, чтобы в него вовлекались всё больше и больше людей. Бескорыстных, добрых, одарённых…
Фото Владимира МАЛЫГИНА