Среда, 07 августа 2024

Редакция

В каждой избушке свои игрушки

Русской женщине лишь бы коня на скаку останавливать или хотя бы палицей помахать

Отныне час уделять потехе новгородцев будут учить профессионально

В минувшее воскресенье гостей в новгородские Витославлицы собирали не столько чистые звоны колоколов, сколько истошные вопли Петрушки.

Расположившийся в центре Витославлиц народный любимец без устали сыпал прибаутками, дразнил гостей, хихикал, задирался, получал по заслугам за острый язык и всё равно пёр на рожон. Именно пять петрушечных театров из Санкт-Петербурга составили фишку первого Межрегионального фестиваля игровой народной культуры «Игры и люди».

Фестиваль в Новгородской области прошёл в два этапа — в субботу на площадке краеведческого музея в Старой Руссе, в воскресенье — в Витославлицах и на Ярославовом Дворище. Для начала, вроде бы, солидно. Но с первого раза стать по-настоящему массовым празднику не удалось. Да и сами организаторы затеи признаются: августовский фестиваль — это только отправная точка. Чтобы интересная задумка воплотилась в крупное действо и заняла достойное место в списке событийного туризма, взращиваемом в регионе с переменным успехом, поработать ещё придётся.

Играем культурно
Летние Витославлицы традиционно гостеприимны. Под густой тенью деревьев скрываются группы интуристов, протекающие через новенькие, ещё не работающие турникеты. Половина традиционно заинтересовываются завалинкой, на которой поют песни девушки в русских народных костюмах, другие — поживее — отправляются на ближайшую игровую площадку.

Там стар и млад, надевая на глаза тёмный платок, пытаются вслепую подойти к деревянной жерди, на которую насажен аппетитного вида кочан капусты. В руки играющему передают деревянный меч. Задача — рассечь капусту. Испытание на первый взгляд простое — тем более что перед ослеплением участнику разрешается посчитать шаги до кола. К этой процедуре задорные малявки и взрослые дяди подходят с особым старанием — восемь шагов, пять или даже три. Вот только когда на глазах играющего появляется платок, движения его становятся мельче и неувереннее. До заветной капусты дотягиваются единицы — большинство рубят воздух.

Аниматор, следящий за играющими, ох, и как назвать парнягу в косоворотке на русский манер, хранит глубокое молчание — остальные откровенно ухахатываются. Но попытки сделать подсказку пресекаются жёстко. В общем — дёшево и очень сердито!

Мимо пробегает директор Витославлиц Олеся ГАВРИЛОВА. Как и положено хозяйке — с радушной улыбкой:

— На наш взгляд, это очень удачное начинание. Игровая культура сейчас находится в забытом состоянии. В большинстве музеев ничего аналогичного не проводится, да и в Витославлицах нет специалистов, которые прицельно занимались бы народной игрой, хотя нам очень хотелось заполнить эту лакуну.

К слову, материалами для изучения Витославлицы не обделены: в архивах есть книги по традиционным играм, от праздника к празднику сотрудники деревянной деревни перенимают опыт предков. Но дело делается долго — для многих игр требуется специальный инвентарь. Вот, например, по зелёной лужайке проходит трио, упакованное на одну пару лыж. Движения их скупы и слаженны — ещё бы: малейшее разногласие, и все трое окажутся на траве, даже шишки себе набьют!

— Мы внесём фестиваль в календарь праздников следующего года, расширим сектор хороводных игр, пригласим больше фольклорных ансамблей, может быть, из межрегионального фестиваль станет международным. Перспектив масса. Тем более что дети и взрослые всегда с удовольствием обращаются к своим предкам, если приобщение происходит в игровой форме, — делится планами Гаврилова. — Кстати, дети в Витославлицах всё чаще появляются в традиционных сарафанчиках, народных портах и рубашечках — уж не движение ли это к корням?

К Петрушке малышня прислушивается — стало быть, перенимаетПётр Иванович на сцене
У небольших красочных балаганчиков в центре деревни стоят скамейки, зрительный зал формируется стихийно. Пока за ширмой идут последние приготовления, человек-оркестр в одежде цвета вырвиглаз наигрывает незатейливый мотив. «Когда вы хлопаете, он ещё лучше играет», — подбадривает зрителей напарник, и кукольный театр оживает.

— Скоро будет десять лет, как мы «петрушим» народ, — рассказывает Всеволод МИЗЕНИН, режиссёр и артист, сценарист и монтировщик театра «Папьемашенники», к тому же самоучка.

Свой театр кукольники создали, чтобы раздувать и зажигать интерес публики к старинной персоне Петрушки и его комедиям: ближе знакомиться с Пульчинелло, Полишинелем, Гиньолем, Ляфлёром, Панчем, Гансвюрстом и другими большеносыми родственниками Петра Иваныча из разных стран. В общем, пообщавшись с кукольниками да заглянув за ширму, тут же понимаешь: не дурака валяют взрослые, не успевшие подрасти, изучают огромный мир со своими законами и правилами.

Попетрушившись на солнце и свежем воздухе, Всеволоду очень непросто снова стать самим собой, потому каждые пару минут он сбивается на прибаутки и сам себя перебивает голосом Петрушки — спасибо, драться с собственной куклой всё же не собирается!

— Нужда выгнала меня на улицу… А, нет, не тот текст... В своё время занялись народными праздниками, через народную же культуру пришли к Петрушке. Ну а далее, в чём особенность исконно русского мужика? В том, что он, как Леонардо да Винчи, всё делает своими руками. Возьмёт немецкую гармонь, переберёт, выйдет саратовская. Так же и мы, поняли, что сидеть и ждать, пока к нам приедет правильный петрушечный театр, бессмысленно. Поэтому сами сделали кукол — и вперёд.

«Правильный театр», по мнению Мизенина, — это особый пищащий голос Петрушки, канонические, вырезанные из древесины липы, куклы, лёгкая ширма, умещающаяся в чемодане, да ещё весьма специфический Петрушкин характер.

— Нравственность Петрушки — это вещь очень своеобразная, наш театр вряд ли несёт в массы мораль. Да, он обучает, но не читает нравоучений, — как будто в первый раз докапывается до сути Всеволод. — До 90-х годов XX века россияне забыли помнить, кто такой Петрушка на Руси. Теперь постепенно вспоминают. И это хорошо! Мы и так уже слишком много потеряли из своей культуры, чтобы потерять этот вид театра. Пройдёт ещё десять лет, и Петрушка, конечно, изменится — всё будет зависеть от того, кто станет за ширму, кто будет сидеть в зале. Но сама культура останется с нами.

Кстати, и десяти лет ждать не надо: театр «МиНи» уже сегодня смело ввёл в свой петрушечный спектакль совершенно нового персонажа — гламурного продюсера Валентина с розовой шевелюрой и характерной речью. Публика героя, вроде бы, поддержала. Как поддержала и традиционного скомороха и его друга Медведя. И всё же несмотря на многообразие форм истинное возрождение народного театра Петрушки еще впереди. Во всяком случае именно на это рассчитывают кукольники.

Глупый свистнет, умный смыслит
Уставших от напора Петрушки и активных игр на свежем воздухе гостей Витославлиц отправляли в музей — дом графини Орловой-Чесменской. Особняком, но тоже в дни фестиваля в музеях Великого Новгорода и Старой Руссы открылись две крупные выставки: «Глиняные копилки мира» в Руссе и «Глиняные свистульки мира» в Витославлицах. Игрушки из глины коллекционер Марианна ОБОЕВА начала собирать еще в детстве — вместе с мамой. Позже, не наигравшись, подключила к этому занятию и своего мужа. Новые экспонаты для коллекции они и по сей день привозят из постоянных путешествий по планете. Ещё часть свистулек для новгородской выставки предоставил коллекционер Александр Бианки.

В итоге свистульки всех цветов, размеров, национальностей занимают два крупных зала музея. Разглядывая манерные французские игрушки и грубоватые африканские, затейливые китайские и самые родные — русские со всех волостей и концов необъятной страны, — так и думаешь: а вот бы свистнуть в них все разом. Что бы тогда получилось? Соловей-разбойник точно бы позавидовал! Но сбыться детской мечте, конечно, не суждено. Редкие глиняные экспонаты ровными недоступными рядками стоят под стеклянными витринами — грустные, совсем неживые в своём молчании.

А коллекционерам не до грусти: в их личных квартирах тысячи игрушек хранятся в коробках, так что масштабные экспозиции, развернувшиеся на Новгородчине до самого сентября, — чуть ли не единственная возможность увидеть всю коллекцию целиком и воочию. Тем более что даже московская выставка 2009 года была более компактной, чем новгородская.

Есть и ещё один мотивирующий для похода в выставочный зал нюанс. По словам Марианны Обоевой, новгородская выставка свистулек — первая в России специализированная экспозиция, посвященная этому виду гончарных игрушек. А вы говорите: свистульки, несерьёзно...

Владимир БОГДАНОВ (фото)